Вот уже 35 лет часы на доме Гончарова отбивают ульяновское время и 140 лет - время симбирское...
Созданная по проекту архитектора Серафима Титова башня с часами украсила главную улицу Ульяновска осенью 1974 года.
За дар - симбирское гражданство
В 1869 году богатейший помещик, граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов преподнёс в дар губернскому Симбирску башенные часы. Внушительные "ходики" символично напоминали горожанам о благословенном времени губернаторства сына графа,
28-летнего генерала Владимира Владимировича Орлова-Давыдова (1867 - 1868). За щедрый подарок Орлова-Давыдова-старшего удостоили звания почётного гражданина Симбирска.
Графские часы установили на главной Большой Саратовской улице. Их смонтировали на четвёртом ярусе колокольни Симбирского Спасо-Вознесенского собора.
Мэйд ин "Куком с сыновьями"
Граф Орлов-Давыдов был ярым поклонником всего английского, и дарёные часы были заказаны им на берегах туманного Альбиона, в фирме
"Т. Кук и сыновья". Вес готового изделия составлял 506 пудов 35 фунтов, то есть более восьми тонн. Одни только гири весили более двухсот кило. Размер циферблата составлял более двух метров!
Механизм заводился каждые три дня лебёдкой, при помощи которой длинный трос с гирями наматывался на часовой барабан. До революции сигналы точного времени получали по телеграфу из Казани, а в советское время - из Самары, ведь Симбирск жил не по московскому, а по "поволжскому" времени, часом раньше столицы.
Современный бой часов - лишь подобие прежнего. По мнению старожилов, тогда и часы висели выше, и колокола били громче, мелодичнее, сочнее...
Галки на стрелках
Главными врагами времени в старом Симбирске и советском Ульяновске были птицы. Стаи ворон и галок привлекал лошадиный навоз. Птицы оккупировали колокольни и купола городских храмов, откуда безопасно наблюдали за обстановкой.
Для предохранения от вездесущих пернатых циферблаты башенных часов были забраны мелкой металлической сеткой. Сетка проржавела, а до ремонта у советской власти не доходили руки. Галки стаями усаживались на стрелки, и часы попросту останавливались под массою прожорливых птиц.
Талантливый врач и мемуарист Иван Иноземцев писал, как в юности работал часовщиком и надзирал за городскими часами: "Из горисполкома звонили мне в мастерскую напротив собора: "Опять у вас не идут часы". Я выбегал из мастерской, брал ключ у настоятеля собора, протоиерея Благовидова, щупленького старичка, и по железной винтообразной лестнице поднимался, стучал палкой по циферблату, сгоняя со стрелок галок, и запускал часы. Спасения от птиц не было, и с часами была настоящая мука!".
Потом порвался ржавый трос, и ухнули вниз тяжеленные часовые гири, пробив свод колокольни, отчего та пошла трещинами. Власти снесли и колокольню, и сам собор. Часы 40 лет пылились на складе. В 1973 году старинный механизм восстановили на Ульяновском приборостроительном заводе под руководством инженера Анатолия Фролова. И они вновь вознеслись над главной улицей города.