Несомненно, одним из таких людей является великий художник XX века Аркадий Пластов.
Асфальт положили - что дальше?
В селе, где он прожил долгую жизнь, полную трудов и творческих исканий, четверть века назад был создан музей Пластова. А в середине мая этого года Прислониха и ее окрестности, где художник писал свои полотна, получили статус достопримечательного места. Много говорилось и о перспективе создания здесь историко-культурного заповедника. По словам председателя комитета по культурному наследию Шарпудина ХАУТИЕВА, от этих планов никто отказываться не собирается, однако из-за экономического кризиса их осуществление отложено ориентировочно на 2011 год...
А пока музей продолжает работать в прежнем режиме, и по словам его заведующей Нелли Спешиловой, уже то, что возле усадьбы семьи пластовых и церковью положили новый асфальт, - уже шаг вперед. Кстати, Нелли Валентиновна - последний из работников музея, кто лично знал Аркадия Пластова. Она вспоминает, как еще в 1962 году, когда началась подготовка к празднованию 100-летия Ленина, в Ульяновск нагрянула делегация художников-академиков. Приехал из Прислонихи и Пластов. Он даже внешне отличался от "собратьев по кисти": кирзовые сапоги, рубаха навыпуск, подпоясанная кушаком... Было как-то странно видеть, как "тузы" отечественной живописи слушают его - не только с вниманием, но даже с некоторым подобострастием...
Деревню погубит телевизор
После того как Аркадию Александровичу в середине
60-х вручили Ленинскую премию, Прислониха была включена во многие туристические маршруты, и люди имели возможность не только увидеть великого художника сидящим на бревнышке возле своего палисадника, но и побеседовать с ним.
В одной из таких групп был Геннадий Савинов, ныне председатель Ульяновского землячества в Москве. И по его воспоминаниям, Аркадий Пластов тогда сказал: "Деревню погубит телевизор...".
Художнику деревенский быт был не просто дорог - он сам был частью его. Даже паспорт Аркадий Александрович получил лишь после того, как его полотна "Колхозный праздник", "Колхозное стадо" и "Купание коней" принесли ему всесоюзную славу и его приняли в Союз художников СССР. До этого он был колхозником, и отлучаться из родного села мог только с документом, удостоверяющим, что "член колхоза имени Калинина Пластов А.А. направляется на заработки по своей специальности".
Внук художника, Николай Николаевич, так объясняет, почему его дед всю жизнь прожил в деревне: "Человек он был универсальный, он не чурался сельского труда. Его естественное состояние - чинить забор и одновременно размышлять о будущей работе. Он абсолютно ясно понимал, что является свидетелем ухода с исторической сцены российского крестьянства. И считал своим внутренним долгом зафиксировать это удивительное явление".
Господь растянул его время
Жизнь Аркадия Пластова воплотилась в более чем десяти тысячах живописных работ, бессчетном числе эскизов и рисунков. Его работоспособность поражала современников и удивляет потомков. А ведь он успевал еще и сено запасать, и многое сделать по хозяйству...
Все, что он создал до 1931 года, погибло в огне пожара, уничтожившего половину Прислонихи, и это делает масштабы его наследия еще более удивительными. Как отметил Николай Пластов, создавалось ощущение, что Господь растянул его личное время, потому что успеть сделать все это за одну человеческую жизнь было нереально...
Теперь Прислониха имеет все шансы стать местом притяжения и для творческих людей, и просто для тех, кто интересуется живописью, и для тех, кто не прочь разнообразить отдых на природе еще и духовным содержанием. Но для того, чтобы это произошло, нужно вложить немало трудов и денег. Но даже если вся необходимая туристическая инфраструктура в обозримом будущем здесь будет создана, главным должно остаться стремление сохранить дух этих мест - чтоб они не превратились в холодный мемориал, а по-прежнему служили источником вдохновения для людей, живущих творчеством.