Сурский район щедро одарен природой - и минеральными ресурсами, и плодородными землями. Казалось бы, ничего, кроме блага, местным жителям это не может принести.
Однако в современных "рыночных" условиях эффект получается обратный: с чем большей настойчивостью претендует разного рода предприимчивый народ на лакомый кусок, тем меньше их заботят права и интересы местных жителей и просто элементарная человеческая порядочность.
Технология
разорения
Когда-то в селе Студенец был колхоз "Вперед к коммунизму!". В 90-е годы произошла обычная для тех времен история: колхоз разорился, и на его останках возник сельскохозяйственно-производственный кооператив, где работникам, как водится, зарплату не платили, а делились с ними частью произведенной продукции.
Однажды председатель кооператива собрал трудовой коллектив и поставил всех перед фактом: положение тяжелое, денег нет, а значит, выход один - "отдаться" одному из местных предпринимателей, поскольку тот обещает платить хорошую зарплату и поднять производство.
В итоге получилось все с точностью до наоборот: за труд перестали платить вообще, всех "кооперативных" коров постепенно переправили на мясокомбинат - якобы за долги. За какие долги - никто крестьянам не объяснил. Кончилось все очередным "плановым" банкротством. Новый хозяин скупил и перепродал всю колхозную недвижимость, даже остатки сельхозтехники приказал разрезать и сдать на металлолом. Так прекратили свое существование имущественные паи колхозников. Но прошло время, и нашлись охотники по дешевке прибрать и земельные паи...
"У вас нет
другого выхода..."
В прошлом году в Студенец приехали эмиссары из Мордовии, представляющие интересы солидной агрофирмы, и предложили бывшим колхозникам продать паи по цене... пять тысяч рублей за 10,5 гектара земли. Аргументы казались простыми и понятными: "Вы все равно землей не пользуетесь...".
Когда предложение не встретило ожидаемого энтузиазма, в ход пошли угрозы: "Если не будете сами мотыгами эту землю обрабатывать, то через три года район заберет ее у вас даром!". В конце концов большую часть людей "убедили" в том, что это последняя возможность получить за землю хоть какие-то деньги.
Сделка была оформлена с необыкновенной поспешностью: с колхозниками даже не заключили договоры купли-продажи - просто забрали свидетельства на владение землей, раздали деньги и предложили расписаться в ведомости.
Впрочем, на продажу своей земли за эти "смешные" деньги пошли не все. Часть несогласных "уломали" сдать свои 10,5 гектара в аренду агрофирме на 25 лет - за 30 килограммов зерна с гектара в год. Но и это, казалось бы, "более выгодное" предложение не было оформлено документально: договоры аренды агрофирма своим партнерам так и не предоставила. Более того, никаких выплат за первый год не последовало - представители агрофирмы объяснили это тем, что урожай будет только в следующем году.
Несколько жителей села просто не пожелали расставаться со своими паями ни на каких условиях. Тем не менее, агрофирма распахала и засеяла все бывшие колхозные угодья - в том числе и наделы тех, кто ничего не продавал и ничего не сдавал в аренду.
Почем же
все-таки земля-то?
Сейчас интерес к пахотным угодьям стали проявлять различные дельцы, которые никогда сельским хозяйством не занимались. Во всяком случае, некоторым бывшим колхозникам из Студенца уже поступали и более "привлекательные" предложения - продать паи не за пять тысяч, а вдвое дороже. Причем очевидно, что земля бизнесменам нужна исключительно в спекулятивных целях.
Сейчас трудно определить реальную рыночную стоимость земли в Сурском районе. По разным данным, она составляет от двух до четырех тысяч рублей за гектар. Но в любом случае в условиях назревающего мирового продовольственного кризиса цены будут расти повсеместно. А значит, агрофирма заключила с жителями Студенца весьма сомнительную, но сверхвыгодную сделку, скрыв от них информацию об истинной стоимости приобретённой земли.
Вспахал - посеял -
увезли
Справедливости ради стоит заметить, что сейчас все недавно поросшие бурьяном поля засеяны, а на машинном дворе стоят десятки современных комбайнов, готовых к началу уборки. Но что от этого получат местные жители? Какие деньги перепадут в областной бюджет?
На недавнем брифинге, посвященном "Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года", министр областной экономики Владимир Шерин открытым текстом заявил, что отдельные инвесторы пригоняют на наши поля современные комбайны, сеют, убирают урожай, а потом и зерно вывозят за пределы области. При этом местные жители не получают нормальной работы - только сезонную, а по окончании страды вынуждены жить на пособие по безработице. И поступления в областной бюджет в подобных случаях совершенно несопоставимы с объемами производства...
Кстати, в комплексной программе экономического и социального развития Сурского района на 2008-2010 годы есть пункт "Земли сельскохозяйственного назначения". И там в графе "Земли в собственности физических лиц" значится прочерк. Получается, что никаких земельных паев колхозников официально, согласно местной документации, уже не существует...
А можно иначе...
Житель Студенца Николай Рыжов, всю жизнь проработавший в колхозе, называет то, что происходит сейчас в деревне, "программой уничтожения села". Даже подсобное хозяйство перестало быть рентабельным: закупочная цена на молоко упала до семи рублей за литр, а в магазине его продают на 30 рублей дороже. При этом Николай утверждает, что возможности для развития есть: если бы колхозникам предоставили в кредит мини-технику, наладили нормальную закупочную политику, то люди жили бы и трудились на своей земле. И тогда план по захвату сельхозугодий "варягами" не сработал бы...