Идея ЕГЭ была весьма неплоха: экзамен должен был дать возможность школьникам проверить свои силы. Однако реальность несколько озадачила.
В прошлом году на пробном ЕГЭ по математике школьники получили единственный вариант на всю страну. При этом в заданиях части "А" следовало поставить в нужном окошке крестик, а в части "В" - цифру. Нетрудно догадаться, что, каким бы строгим ни был надзирающий на экзамене учитель, через какое-то время в аудитории у всех экзаменующихся ответы стали одинаковыми.
В этом году организаторы учли ошибки, и каждый ученик получил индивидуальное задание в конверте со штрих-кодом, поэтому списать вряд ли было возможно. И если первую группу тестовых вопросов ЕГЭ критиковали в основном за их примитивизм, то остальные задания (вторая группа вопросов С-1, С-2, третья часть С-3, С-4, С-5) представляли собой задачи повышенной сложности.
Мы решили узнать у заместителя директора по учебно-воспитательной работе "Лицей физики, математики, информатики N 40" Ольги Уадиловой, как сдали экзамен учащиеся лицея.
- Наши ребята с поставленной задачей справились хорошо, - считает Ольга Владимировна. - Всего в лицее сдавали ЕГЭ 114 учеников. Из них более половины (57 процентов) написали работу качественно, без троек. Если говорить конкретно о математике, то результаты оказались даже лучше, чем ожидалось: выше, чем по городу и области в целом. Задачи частей А и В оказались вполне решаемыми, они не намного отличались от прошлогодних. Задания С-1, С-2, С-4 - тоже вполне по силам. А вот над С-3 и С-5 пришлось ломать головы даже педагогам. Возможно, для решения подобных задач требуется интуиция. Думаю, именно результаты решения С-3 и С-5 будут учитываться при поступлении в вузы, где математика является профильным предметом.
А если "неуд"?
В этом году те, кто получили неудовлетворительные оценки, экзамен не пересдавали. Если расхождение с годовой оценкой измерялось одним баллом, за год ученик получал оценку на балл выше, чем на экзамене, то есть "тройку". Для тех, кто предполагал получить за год выше "тройки", выводили среднее арифметическое из экзаменационной и годовой оценки, но таких, по словам педагогов, оказалось немного.
Откуда пошла идея ЕГЭ?
Изначально идея ЕГЭ была прочно увязана с Государственными именными финансовыми обязательствами. Набранным на ЕГЭ баллам соответствовала определенная сумма денег, которая должна была "следовать" за выпускником в вуз. То есть чем больше абитуриент набрал баллов, тем меньше ему пришлось бы платить из своего кармана за высшее образование. Баллы в этом случае представляли собой безналичные государственные деньги. Кто набирал меньше баллов, тому пришлось бы доплачивать за учебу самому, а некоторым - раскошелиться на обучение в полном объеме. Таким образом, с целью экономии государственных средств тесты делали исключительно сложные, рассчитывая то, что отличников останется чрезвычайно мало. Потом от этой идеи отказались. Говорят, просчитали и решили, что все равно дороговато. Но схема осталась. А под нее продолжали создаваться контрольно-измерительные материалы.
Хочешь в вуз? Участвуй в олимпиадах!
В прошлом году многие вузы уже приняли на первый курс значительную часть абитуриентов по результатам проведения предметных олимпиад. Олимпиады помогают найти творчески мыслящих ребят, особенно в сельской местности, ведь для участников важно не знание однозначных ответов на вопросы типовых тестов, а умение анализировать, рассуждать и предлагать нестандартные решения.
Напомним, что с 2009 года победа в олимпиадах станет единственным способом поступить в вуз, минуя ЕГЭ или на льготных условиях. Федеральный закон N 17 предусматривает возможность принимать в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профобразования без вступительных испытаний победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд РФ международных олимпиад по общеобразовательным предметам. Специальность, на обучение по которой принимается абитуриент-олимпиадник, должна соответствовать профилю олимпиады. Без вступительных экзаменов получить высшее образование могут чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр. Правда, обучаться они будут лишь по специальностям, связанным с физической культурой и спортом.