За четверть века ульяновский ансамбль получил признание не только в области, но и в столице, в Европе, и даже на родине джаза - в Америке. Как и положено, музыканты отметили юбилей шумным концертом. А накануне дня рождения худрук "академиков" Николай Новичков дал интервью "АиФ".
Нам не нужны тусовки
- За 25 лет существования "Академик-Бенд" какие воспоминания вам наиболее дороги?
- Группа - это как ребенок. Наиболее дороги воспоминания о первых шагах: первый джазовый фестиваль в Казани в 1987 году, первые зарубежные гастроли в Дрездене еще под флагом СССР. А потом мы стали, как сейчас говорят, "востребованными артистами". Наши выступления были расписаны по минутам на полгода вперед. Все шло своим чередом, а потом рухнуло вместе со всей страной. Но это уже другие воспоминания. Скорее, это просто опыт.
- И вот спустя четверть века вас знает весь джазовый мир. А в чем секрет популярности "академиков"?
- Популярность - здесь слово неподходящее. Все-таки мы не попса. У нас есть свой круг почитателей. В Америке даже создали клуб любителей "Академик-Бенд". Но не надо рассматривать это как нашу личную заслугу. В мире востребована русская культура с ее самобытностью и традициями. И мы ее часть. Плюс мастерство и профессионализм: вот и весь секрет.
- Кстати, как вам Америка? "Академик- Бенд" покорил родину джаза - США?
- Это громко сказано. Но Мы там укрепились! Сначала американцы на нас смотрели, как на обезьян, умеющих играть на дудках, и задавали глупые вопросы вроде "есть ли в России машины" и "правда ли, что по улицам ходят медведи". Серьезно! Нас это раздражало, но нас помирила музыка. Американцы любят русский джаз. У нашего человека очень мощная энергетика, и это, должно быть, чувствуется в музыке, которую мы исполняем. Душевнее получается.
- Вам много раз предлагали уехать в Москву, на Запад. Но вы на все предложения отвечаете отказом. Почему?
- Конечно, в коллективе не раз вставал вопрос: "Может быть, стоит уехать?". На этот счет поступало много предложений. Не так давно у некоторых ребят после гастролей в Турции возникло желание остаться там навсегда. Звали нас и в Москву... А нашему саксофонисту предложили место в молодежном симфоническом оркестре города Канзаса. Он подумал и отказался. За границей любое творчество загоняют под контракт. А дальше - ни влево ни вправо. А в столице нужно тратить время на всевозможные тусовки и тому подобные бесполезные занятия. Нам ни того ни другого не нужно. А деньги... Это не самое главное, есть еще родина, семья, творчество... У нас есть возможность играть с такими джазовыми звездами, как оркестр имени Глена Миллера или Рене Мари. И для этого не нужно куда-то переселяться.
На Новый год артист не должен жадничать
- К вопросу о попсе. Какую музыку "Академик-Бенд" никогда не будет исполнять?
- На концертах мы стараемся обойтись без попсы, хотя не могу сказать, что вся она сплошь низкопробная. Есть исполнители, работающие в этом жанре, которые очень требовательны к себе и к тому, что они исполняют. Лучшее берем, остальное - за борт.
- А как вы относитесь к новогоднему "чесу"? Где "Академик-Бенд" встретит Новый год: дома или на работе?
- В этот раз Новый год у нас, кажется, будет семейный. Хотя я бы предпочел провести его на сцене, но так уж сложились обстоятельства - была на нас заявка, а недавно по техническим причинам все отменилось. Нет ничего плохого в том, чтобы поработать на новогодней вечеринке. Это серьезное подспорье для бюджета. Главное не делать из этого культ и не жадничать.
- А семьи разделяют этот подход? Ведь им тоже хочется встретить праздник с родными.
- А куда им деваться? (Смеется.) Слава богу, семьи относятся к нашей работе с пониманием. И за это мы им очень благодарны. Лично я с женой познакомился на джазовом концерте, так что здесь - полная гармония.
- Николай Михайлович, есть ли у вас другие увлечения, кроме музыки?
- Я всегда говорил, что для меня существуют две страсти - творчество и Волга. Увы, с рекой мы видимся все реже. Годы сейчас уже не те, да и некогда. Моя лодка, увы, гниет в гаражах на пристани. А раньше я очень любил проводить лето на Волге. Теперь же осталось только творчество.