Ветеран Михаил Фролов: отработавший войну

Ветеранов Великой Отечественной становится меньше даже не с каждым новым Днём Победы: солдаты и офицеры, выжившие в той войне, уходят из жизни всё чаще. Тем более важной видится забота о них.

   
   

«Им не нужны материальные блага, для них главное – не стать забытыми», - рассказала «АиФ» председатель Совета ветеранов механического завода Александра Тимошина, вместе с которой мы навестили 90-летнего ветерана Михаила Фролова, одного из тех, кто добыл победу в сорок пятом.

«70 слов о Победе». Михаил Фролов открывает нашу рубрику
«О победе нам объявили радисты в три часа ночи девятого мая. Мы тогда стояли недалеко от Праги. Все сразу начали палить в воздух – кто из чего, даже из пушек, помню, шарахнули. Патронов и снарядов не жалели. Ну и я, конечно, стрелял. Из своего карабина. А вот сто граммов не дали – у нас не положено было. И было чувство, что это не война закончилась, а просто долгий и тяжёлый рабочий день».

А до папы четыре шага…

Это сейчас его все зовут Михаилом Илларионовичем. А 5 января 1943 года, уходя на фронт из родного села Пятино, что в Инзенском районе,  он был просто Мишей – молодым человеком в возрасте семнадцати лет и полутора месяцев. Возраст, что тогда было обычной вещью, он себе приписал – чтобы взяли «под ружьё».

Правда, на фронт Миша попал не сразу. Сначала мотался по тыловым учебкам – от Читы до Пензы. Боевое же крещение принял под Тернополем в апреле 44-го в составе первого Украинского фронта. Номинально служа в артиллерии, сам, тем не менее, в орудийных расчётах не числился:

гвардии старший сержант, связист Михаил Фролов под пулями бегал с пудовыми катушками, буквально «растягивая» связь от блиндажа до блиндажа.

Хотя «чистой» войны ему досталось всего ничего – чуть больше года, но всех её «прелестей» хлебнуть довелось через край: «Главным было даже не то, что тебя могут убить, - вспоминает ветеран. – Тяжелее всего было терять своих товарищей». С теми, кто выжил, долгое время переписывались и встречались. А вот на войне писем писать Фролов не любил. Наверно, поэтому только после войны узнал, что буквально на одном плацдарме и в одно и то же время воевал бок о бок… со своим отцом. Только потом, в разговорах с родителем выяснилось, что разделяли их считанные километры. А будь меж ними переписка – наверняка бы нашли момент для встречи.

Михаил Фролов с правнуком Романом. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

«Всё было не зря»

Жители Евросоюза должны бы поклониться в пояс таким, как наш герой: Фролов участвовал в освобождении Львова, Варшавы, Праги, Будапешта и, конечно же, прошёл по улицам Берлина. Там же, кстати, - уже после окончания войны – служил ещё пять с половиной лет, демобилизовавшись лишь в 1951 году. Тогда же, в Ульяновске, встретил и свою судьбу – Марию: «Познакомились мы в кассах ДК «Планета», - говорит Фролов. – Я скандалил с кассиршей, которая не давала мне билет на мой любимый двенадцатый ряд, а Маша за неё вступилась. Я ей: «Ты ещё поговори, пигалица!». Она, естественно, ответила. Так мы встретились, поругались, а вскоре поженились и прожили более сорока лет вместе. Ныне она, к сожалению, покойная. Но у нас двое детей, четверо внуков, и правнук. Так что всё было не зря».

   
   

Сорок с лишним лет Михаил Илларионович проработал на механическом заводе токарем. Он вообще считает, что человек должен быть на одном – своём – месте, а не бегать туда-сюда. Того же мнения ещё 43 ветерана Великой Отечественной  с механического, дожившие до сегодняшнего дня. Все они, конечно же, ждут празднования 70-летия Победы. Дай им бог отметить ещё не одну годовщину.

Смотрите также: