Картина табака

   
   

Перефразируя Алексея Пешкова, можно сказать, что в жизни всегда есть место творчеству.

А иногда бывает так, что творчество является чем-то вроде подвига, оно спасает человека от обыденности, от семейных неурядиц, даже от того, чтобы утопить горе в стакане со спиртным. От картины Александра Янситова «Сирень» невозможно отвести глаз. Кажется, и сюжет не нов, и цветы не самые роскошные - а вот поди ж ты! Есть в его натюрмортах и пейзажах что-то особенное, неуловимое, что-то похожее на шепоток, на шорох лёгкого шепотка. На его картинах - трепетные ветки, увенчанные гроздьями сирени. Кажется, что вот-вот подует ветерок, и они качнутся навстречу друг другу. В его пейзажах много света и воздуха. Лес дышит свежестью, манит сочной зеленью. Портретов Александр Янситов не пишет… Говорит, рука тяжёлая…

Александр Васильевич никогда не учился живописи. Просто не было возможности. Отец, Владимир Янсибеевич, был военным, жили на пограничной заставе в Таджикистане. Маленький Саша рисовал всё подряд - домишки, лошадок, маму с папой, себя. Из одной из командировок отец привез ему сухие акварельные краски - первые в его жизни.

Мальчик перепачкался по самые уши, но был совершенно счастлив.

От Берлина до Сахалина

Когда пришло время выбирать профессию, Александр решил стать военным, как отец. Поступил в Ташкентское танковое училище. Служил, как сам выражается, от Берлина до Сахалина. И куда бы ни забросила его судьба, он обязательно ходил в музеи, посещал художественные галереи и выставочные залы. «В Дрезденской галерее вот не был, - с сожалением вздыхает Александр Васильевич. - Зато на Сахалине познакомился с очень интересной техникой живописи».

На одной из выставок его внимание привлекли полотна местного художника. Впечатление произвела техника живописи. Оказалось, что автор использует… крашеное пшено. «Я попробовал и сам так писать, - говорит художник. - Ничего не получилось! Видно, не моё. Потом чего только не пробовал! И ивовыми прутиками, и опилками… Опять не то!».

Поиски продолжались. И вот однажды - эврика! Нашёл! Теперь он создаёт свои произведения из… табака. Табак добывает из сигарет. Технику держит в тайне.

Выручили кисть и мастихин

Когда началась перестройка, когда военным зарплату не платили по несколько месяцев, ремесло живописца помогало Александру кормить семью. Он писал картины и выставлял их на продажу. В то время семья Янситовых жила в Хабаровске. «В первый раз я участвовал в выставке, посвящённой народному творчеству, - вспоминает Александр Васильевич. - Тогда и продал свою первую картину. Потом ситуация более-менее стабилизировалась. Уезжая из Хабаровска, я раздарил друзьям все свои этюды - всего более 60». Его картины охотно брали на продажу и на Малом Арбате в Москве. Российские пейзажи пользовались особым спросом у иностранцев.

   
   

А когда ушла жена, он испугался, что сорвётся, запьёт. «Я тогда на всю получку купил краски, холсты, прочие необходимые вещи, - рассказывает он. - Так они меня и выручили».

Он переехал в Ульяновск, устроился на работу - и продолжает писать картины. От его картин невозможно отвести глаз. Буквально физически ощущаешь запах цветов и нагретого солнцем холста. В его пейзажах много света и воздуха. Лес дышит свежестью, манит сочной зеленью. Жизнь продолжается!

Смотрите также: