Первым непримиримым борцом с коррупцией в России стал Петр I, в кровь избивший светлейшего князя Алексашку Меньшикова за кражу из казны двух миллионов рублей. Но и он понимал, что должностному лицу трудно «у воды да не напиться», о чем свидетельствует указ, гласящий: «Поелику лесники - должность зело воровская, жалованья им можно не платить».
Недавно губернатор Сергей Морозов решил внести свою лепту в борьбу с «гидрой коррупции» - подписал распоряжение о проверке чиновников на склонность к коррупционным действиям. В дальнейшем анкетировать чиновников будут каждые три года, а каждого представителя органов власти будут тестировать при назначении на новую должность. При этом планируется даже использовать «детектор лжи».
Впрочем, крупных коррупционных дел на уровне правительства региона не было уже довольно давно – с декабря прошлого года, когда был арестован по подозрению во взяточничестве бывший министр строительства Михаил Шканов. Зато вал коррупционных скандалов разразился «этажом ниже» - в предприятиях ЖКХ и дорожного строительства.
В конце июня двух руководителей управляющих компаний приговорили к семи и шести с половиной годам колонии общего режима за хищение 90 миллионов рублей, собранных с горожан в качестве платы за коммунальные услуги.
18 июля было возбуждено уголовное дело в отношении руководителя коммунального предприятия в Чердаклах, который спутал кассу фирмы с собственным карманом. Директор МУМ «Ульяновскдорремсервис» заключил фиктивный договор на поставку противогололедного реагента, а деньги потом через третьих лиц вернулись к нему же. И это далеко не полный список коррупционных дел последних месяцев.
Сейчас принято решение вернуть управление жилым фондом в руки государства, а коммуналка, как известно, лакомый кусок и кладезь соблазнов. Так может быть, и для претендентов, на руководящие должности в системе ЖКХ и прочих государственных и муниципальных предприятий ввести аналогичное тестирование?
Однако уполномоченный по противодействию коррупции при губернаторе региона Александр Павлов к новой идее относится довольно скептически, утверждая, что сама процедура тестирования, конечно, может оказывать психологическое воздействие, но многое зависит от квалификации специалистов, которые будут анализировать его результаты . Куда больший эффект, по его мнению, дало бы возрождение института рекомендаций. Рекомендовали два чиновника кого-либо на замещение госдолжности –и отвечают за каждый его дальнейший шаг собственным «креслом». Впрочем, в полную и безоговорочную победу над коррупцией он и сам не верит, полагая, что ее можно лишь ввести в некие «разумные рамки».
Так что, иной раз становится грустно оттого, что сейчас в России демократия, а не самодержавие, и ни Президент, ни губернаторы не могут поступить с проворовавшимися подчиненными, как Петр IcАлексашкой Меньшиковым.