Примерное время чтения: 6 минут
268

Вас много - я одна! Какие претензии продавца не грех проигнорировать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ - Ульяновск 29 17/07/2019

С советских времён в головах покупателей засела фразочка развязного продавца «Вас много – я одна».  Когда-то это считалось нормальным, сегодня же все мы хотим быть грамотными потребителями. В этой связи «АиФ»  начинает серию публикаций о том, какие требования продавца, водителя маршрутки, охранника в детском саду, больнице,  вы вправе игнорировать, вооружившись Законом о защите прав  потребителей.

Комментирует  ситуации  юрист общественной   организации по защите прав потребителей «Успех» Дмитрий Щеглов.

Расчет только наличными

Знакомая картинка: или на кассе не работает терминал для расплаты  банковской картой, или кассир молодой и не научился принимать оплату через удобную для покупателя банковскую карту. И вот распространённую форму оплаты лишают права покупки, требует с вас кассир оплату наличными. Лишая клиента возможности выбрать подходящий для него способ расплатиться за покупки в магазине, продавец нарушает закон. С 2015 года магазины обязаны обеспечить покупателям возможность расплачиваться по своему выбору: либо наличными деньгами, либо национальными платежными инструментами, если их совокупная выручка (по всем точкам сети)  превышает 40 млн рублей или выручка одной конкретной точки более  5 млн рублей за предыдущий календарный год. В противном случае торговую сеть  настигнет кара  в виде  штрафа.

По закону о потребителе супермаркет  может обходиться без терминала безналичной оплаты  из-за отсутствия технической возможности его подключения к интернету. Но тогда какой это супермаркет - так, лавочка средней руки.  Кроме того, требование закона касается только карт национальной платежной системы «Мир».Visa или Mastercard продавцы принимать вправе, но не обязаны.

Комментарий юриста: С 1 июля 2019 г. внесены  изменения в 54-ФЗ,  и теперь все предприниматели,  имеющие продуктовую сеть,  помимо оплаты через терминал обязаны выдавать чек через онлайн-кассу. В случае, если вам отказывают в оплате товара через терминал, необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения данного магазина и в управление Роспотребназора по Ульяновской области.

При оплате картой товар дороже

Грамотный человек знает, что при использовании безналичного расчета торговой точке  приходится платить банку комиссию за обслуживание. Некоторые недобросовестные продавцы  норовят переложить эти расходы на потребителя, взимая за тот же товар при оплате картой бОльшие деньги, чем за наличные. Это противоречит закону и также грозит  штрафом — цены не могут быть  в зависимости от формы оплаты разными.

Комментарий юриста: Если вы столкнулись с данной ситуацией,  необходимо зафиксировать факт цены каким-либо образом и расплатиться за товар,  как вам удобнее. Далее пишется претензия на имя продавца с мотивировкой о том, что была нарушена ст. 10 Закона о ЗПП о достоверной информации и просьбой вернуть переплату стоимости товара.

У вас рваная купюра — не принимаем

Банкноты с незначительными повреждениями (надписи постороннего характера, оттиски штампов, проколы и небольшие отверстия, потертости и загрязнения), не лишающими их платежеспособности, подлежат обязательному приему во всех торговых точках.

Крупная купюра — нет сдачи

Незаконным основанием считается  отказ от продажи товара при отсутствии сдачи с крупной купюры. Продавец (а также водитель такси, кондуктор автобуса)  обязан   сдать вам сдачу с любой купюры даже с малозначительной покупки.

Комментарий юристаОчень часто бывает, что водители  маршрутных такси не сажают пассажиров, говоря, что  у них нет сдачи. Это прямое нарушение Закона о ЗПП, где в ст. 4  указано, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товара (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. В данном случае запрета ни в одном законе нет о том, что крупными купюрами оплачивать услугу нельзя, следовательно, если у водителя нет сдачи, то он обязан вас провести бесплатно, так как это предпринимательские риски перевозчика.

Классика жанра - возьмите товар на сдачу

Если  вместо сдачи вам продавец предлагает  жвачку, зажигалку, коробок спичек   или еще какую-нибудь мелочь, помните, что законом это трактуется как навязывание товара. Допуская такое нарушение, продавец должен быть готов возместить потребителю  нанесенные убытки.

Комментарий юристаДанные действия продавца прямо нарушают ст. 16 Закона о ЗПП:  запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных . Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В данном случае, необходимо доказать, что вам навязывают попутный товар к основному - это делается путем аудиозаписи разговора с продавцом, либо какими-либо др. средствами. Пишите  претензию и  ждете 10 дней ответа,  в случае отказа  обращайтесь с иском в суд.

Все образцы исков и претензий по Закону о ЗПП есть  на сайте  https://ul-legal.ru/samples_documents, скачивайте их,  заполняйте и отстаивайте свои права.

Кстати

Если вам испортили настроение в магазине (нахамили, например, продавцы), не тратьте собственные нервы.  О большинстве торговых точек, тем паче больших торговых сетях,   можно найти контактную информацию в интернете и отправить свои замечания по электронной почте, или даже смс на указанный сотовый владельца магазина, или даже факс, если не указан другой вид связи,  (помните,  через интернет можно отправить бесплатный факс).

В 95% случаев администрация торговой сети или отдельного магазина  реагирует на  жалобы оперативно, так как заинтересована в том, чтобы не терять клиентов. Главное писать в уважительной форме, без эмоций, попросить принять соответствующие меры и упомянуть, что такая ситуация с обслуживанием может повлиять и на других покупателей.:).

Подготовила Диана МАРКОВА

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах