Для того, чтобы остановить этот процесс, необходимы срочные меры. Навести хотя бы элементарный порядок в это сфере было призвано межрегиональное совещание «Практика применения законодательства РФ в области охраны культурного наследия», которое состоялось 25-26 февраля в окрестностях Ульяновска на турбазе «Чайка».
Закон должен заработать
Как отметил руководитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Мусин, это стало знаковым событием не только для Ульяновской области, но и для всех регионов ПФО.
По его словам, назрела необходимость в обмене опытом формирования нормативно правовой базы в области охраны объектов культурного наследия. Есть регионы, где наблюдается положительная динамика, но это еще не означает, что все проблемы решены. Главная из них состоит в том, что повсеместно есть множество памятников, у которых не определен балансодержатель, а значит, некому принять на себя охранные обязательства и, как следствие, ответственность за содержание исторических объектов. Только в Ульяновской области есть несколько уникальных архитектурных усадебных комплексов, которые постепенно разрушаются, поскольку никто не персонально отвечает за их сохранность.
Дмитрий Мусин так прокомментировал эту ситуацию: «Наша задача в том, чтобы создать юридическое обеспечение охраны памятников. К каждому из них чиновника с ружьем не приставишь, но надо создать условия, чтобы за разрушение или нанесение ущерба историческому памятнику ответственность следовала неизбежно – вплоть до уголовной. Соответствующая статья УК предусматривает заключение сроком до пяти лет».
Однако и этот механизм, даже если он заработает, можно применить все-таки лишь к тем прецедентам, когда у памятника есть хозяин. По утверждению председателя Ульяновского областного комитета по культурному наследию Шарпудина Хаутиева, работа по определению балансодержателей памятников ведется и, в крайнем случае, таковыми должны стать сами муниципальные образования, на территории которых они находятся. Но, насколько этот процесс может затянутся, пока не знает никто, поскольку памятников в регионе тысячи и среди них нет ни одного, с которым не было бы связано никаких проблем.
Техническое состояние памятников остается тайной
В Ульяновске хотя бы определены и утверждены охранные зоны объектов культурного наследия по всей территории города, чего пока нет ни в одном областном центре России, но каково техническое состояние большинства памятников культуры и архитектуры, в большинстве случаев не знают даже сами собственники и арендаторы. Реставрационные работы обычно не затрагивают конструкций сооружений, а ограничиваются лишь ремонтов и покраской фасадов. А ведь экспертиза технического состояния зданий – один из основных пунктов, прописанных в охранных обязательствах и обязательных к исполнению. Нарушение этого пункта может повлечь за собой серьезные санкции – вплоть до изъятия памятника у владельцев. В обозримом будущем Шарпудин Хаутиев обещает тотальные проверки исполнения охранных обязательств, а ко многим коммерческим структурам и даже госучреждениям уже в 2009 году были применены чувствительные штрафные санкции.
Экспертиза есть – экспертов нет
С начала 2010 года регионам переданы полномочия по охране объектов культурного наследия федерального значения. На эти цели уже поступили средства из бюджета Российской Федерации. Недавно вступило в силу постановление правительства России о государственной историко-культурной экспертизе, но, вместо того, чтобы решить ряд проблем с исполнением требований законодательства, этот факт породил новые. Дело в том, что без госэкспертизы отныне невозможно ни поставить, ни снять объект с охраны, изменить его статус, но аттестованных экспертов до сих пор нет ни одного – ни в нашем регионе, ни по всей России. А ведь они должны пройти соответствующую стажировку, сдать экзамен в Росохранкультуре.
Впрочем, обо всех этих проблемах шел разговор достаточно откровенный, а значит, и эта задача имеет шансы на решение – по предварительным прогнозам первые аттестованные эксперты появятся к началу лета.