Примерное время чтения: 3 минуты
803

Меловые ссоры: нужен ли Ульяновской области завод без национального парка?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ - Ульяновск 30/04/2014
Камиль Багаутдинов / АиФ

17 апреля в Шиловской средней школе прошёл «народный сход», где встретились сторонники и противники строительства нового мелового завода в Сенгилеевском районе. Позже ульяновские экологи обратились к губернатору с просьбой отменить намечаемое строительство, а 29 апреля обсуждение вопроса состоялось  в рамках личного приема депутата ЗСО от Сенгилеевского района Владимира Антипова.

Традиционно который раз наступаем на одни и те же грабли: инвестпроекты и стройплощадки «подкрадываются» незаметно для общественности, выскочив как чёрт из табакерки, вызывая законное возмущение граждан. Так уже было со строительством гостиницы в парковой зоне. И вот новый прецедент: инвестор по согласованию с властью начинает разворачивать поле действий, а судьбоносное публичное обсуждение с презентацией проекта оставляет на потом или вовсе не проводит. Когда дело все же доходит до слушаний, противникам проекта остается только «бунтовать».  

Сенгилеевские горы Фото: АиФ / Камиль Багаутдинов

Благо и проклятие

Лесостепной ландшафт Сенгилеевских гор уникален и неповторим. Уже сегодня здесь существуют государственные заказники и памятники природы, а в 2015 году в соответствии с концепцией Минприроды РФ здесь должен открыться национальный парк «Сенгилеевские горы».

С другой стороны мел и прочие осадочные породы — сырьё для стройматериалов. А это — инвестиции, которые крайне важны для региона.

Однако экологи уверены, что завод на границе будущего национального парка разрушит уникальные экосистемы и ландшафты. Разработка мелового карьера рассчитана на 70 лет, за это время она неизбежно уничтожит весь живописный ландшафт местности.

Камиль Багаутдинов, блогер и общественник:

- Национальный парк в окружении промышленных предприятий я бы сравнил со стадионом. Мы пришли и смотрим футбольный матч. А на 400-метровой беговой дорожке вокруг поля в это время бегают, поднимая тучи пыли, груженые КрАЗы и КамАЗы, экскаваторы роют ямы, идёт какое-то строительство и производство… Можно себе такое представить? А ведь именно так всё и происходит!

Что выгоднее?

Потенциальный застройщик уверяет, что 99 процентов мелкодисперсной пыли будет улавливаться специальным оборудованием, и производство будет экологически чистым.

- Ничего абсолютно экологически чистого не бывает, -возражает на это кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии Ульяновского педуниверситета Михаил Корепов. — Мы это изучили на примере других регионов. Добыча будет идти открытым способом, а это - меловая пыль. Когда мы проектировали границы нацпарка, нам уже пришлось урезать территорию, исключая участки, где сейчас существуют разные предприятия. Единственный наиболее ценный и нетронутый участок остался — шиловская лесостепь. Получается, что он и подпадает под эту застройку. Незатронутых промышленностью участков  попросту не остается.

Меловой завод обещано ввести в строй в конце 2014 года. Производственная мощность предприятия — 60 тысяч тонн мела в год. Инвестор обязуется провести водопровод, отремонтировать детский сад и создать два-три десятка рабочих мест для жителей Шиловки. А кроме того, указывает, что в проект уже вложены немалые средства. Экологическая палата собирает подписи против строительства мелзавода, так как считает, что полноценный нацпарк и без него даст рабочие места и принесёт денег в казну.

Шиловская лесостепь. Сурки. Фото: АиФ / Камиль Багаутдинов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах