Вопрос о создании регионального национального парка стоит давно и остро. Особо охраняемые природные территории высшего ранга есть у всех соседей.
У нас таким парком могли бы стать Сенгилеевские горы. По мнению ученых-экологов, в состав будущего парка следует включить весь ландшафтный комплекс Сенгилеевских гор, долину Волги, а также часть территории Чердаклинского района с прилегающим лесным массивом и акваторию архипелага Банных островов.
Будущее за туризмом
- Наш район считается сельскохозяйственным, но по сути является промышленным, - говорит глава администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Андрей БЕЗБОРОДОВ. - Сельскохозяйственные угодья составляют меньше половины общего количества площадей, а качество почв - одно из самых низких: мел, камень, песок... Я считаю, что будущее - за туристической отраслью. У нас можно создать горные и санные трассы, проложить конные и пешеходные маршруты, развивать водные виды спорта, а также ландшафтный и агротуризм.
- В Сенгилеевском районе сформировался интересный энтомокомплекс: есть жук-олень, большая зеленая бронзовка, дыбка степная и даже бабочка из семейства парусников - подалирий,- рассказывает начальник управления охраны окружающей среды Дмитрий ФЕДОРОВ. - Кроме того, это одна из ключевых орнитологических территорий европейского значения. Министерство лесного хозяйства разработало и защитило на российско-германском форуме в Сочи программу по сохранению орла-могильника, крайне редкого вида, занесенного в Красные Книги РФ и Ульяновской области. Данный проект получил первую премию на Всероссийской выставке, проходившей 1-5 июня в Государственной Думе.
В свое время губернатор Юрий Горячев активно поддерживал идею создания национального парка. Были проведены необходимые исследования, и даже начались проектно-изыскательские работы. Государственная экологическая экспертиза дала положительное заключение. К сожалению, срок заключения уже истек. Летом 2008 года в районе был создан ландшафтный природный заказник площадью 39,7 тысячи га.
Дело не в названии?
- Я считаю, что заказник ничем не отличается от национального парка по режиму использования территории, - утверждает министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Вячеслав КУБЛИК. - Экологи критикуют нас за то, что территория небольшая. Но нацпарки "Хвалынские горы" и "Чаваш Вармане" не дотягивают и до 30 тысяч га. Сейчас прорабатывается вопрос о включении дополнительной территории возле села Тушна. Кроме того, планируем привлечь инвесторов для обустройства рекреации. Бизнес должен быть социально и экологически ориентированным. Я думаю, наш природный парк будет одним из лучших в Поволжье. А как это будет называться - неважно. Дело ведь не в названии, а в содержании.
- Я никогда не соглашусь с тем, что заказник - то же, что нацпарк, - возражает главный эколог Ульяновска Андрей САЛТЫКОВ. - Национальный парк гораздо лучше защищен юридически. Если возникнет соблазн отрезать кусок территории, скажем, для разработки месторождения или строительства завода, то с заказником это получится быстрее и проще. Основные задачи нацпарка - экотуризм и просвещение, мониторинг и ландшафтно-экологическая реабилитация территории. Структура нынешнего заказника в основном лесная, хотя главную ценность представляют собой не леса, а сами степные горы. Весь редкий генофонд находится там. Заповедное ядро, куда доступ людей исключен, должно занимать почти треть территории. "Сенгилеевские горы" должны стать особым заказником - с прицелом на национальный парк. Боюсь, что такую задачу министерство лесного хозяйства перед собой не ставит...