Пока введение социальной нормы на электроэнергию планируется у нас с 1 июля, но какова будет эта норма, окончательной ясности нет. Да и сами мотивы введения этой самой нормы представляются сомнительными. По официальной версии, делается это ради того, чтобы прекратилось «перекрёстное финансирование». Проще говоря – чтобы предприятий, которые платят по высокому тарифу, не «отдувались» за население, которому электроэнергия отпускается якобы ниже себестоимости. С другой стороны, лично Президент России Владимир Путин заявлял, что после введения социальной нормы потребления, размер платы населения за электроэнергию не возрастёт. И спрашивается: если плата не возрастёт, то откуда возьмутся деньги на ликвидацию «перекрёстного финансирования?
Итак, как же всё это будет выглядеть в Ульяновской области?
19 декабря прошлого года состоялось заседание общественного экспертного совета при министерстве экономики Ульяновской области, где были предварительно определены размеры социальной нормы на электроэнергию.
На этом заседании против введения так называемой социальной нормы на заседании выступили бывший мэр Ульяновска, председатель Совета ветеранов войны и труда региона Сергей Ермаков, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Ульяновской области Евгений Гамазмин, а также представители профсоюзов.
Казалось бы, особенно странно звучали возражения со стороны лиц, представляющий бизнес. Вроде бы, решение принимается именно в их интересах. Кстати, по словам директора департамент по регулированию цен и тарифов Дмитрия Сычёва объем «перекрестного финансирования» для Ульяновской области составляет 2,8 миллиарда рублей. Однако до сих пор планы введения «социальной нормы» для граждан никак не связывается со снижением тарифа для промышленности. Так что, дополнительные деньги, полученные с граждан, пойдут вовсе не на снижение затрат местных производителей и повышение конкурентоспособности их товаров, а неизвестно на что…
Другая цель ведения «социальной нормы», по словам Дмитрия Сычёва, «сокращение потребления ресурса за счёт повышения энергоэффкективности и энергосбережения». Другими словами, власть решила научить население экономить электроэнергию – чтоб каждый старался вписываться в «социальную норму». Однако очевидно, что те, кто испытывает недостаток средств, и так уже экономят на всём, а те, у кого денег достаточно, экономить всё равно не будут.
Нет ясности и размером «социальной нормы». За основу было предложено взять среднемесячный расход электроэнергии для жилых помещений, не оборудованных электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, где зарегистрирован один человек. Пп данным «Ульяновскэнерго» он оставил 122 кВтч. На второго прописанного к этой норме предлагается добавить пятьдесят киловатт, а на каждого последующего – ещё по двадцать. Предлагаются также поправки на наличие электроплиты, отопительных и водонагревательных приборов.
Однако депутат Законодательного Собрания Геннадий Антонцев полагает, что введение социальной нормы ещё не готово даже к обсуждению. По его мнению, в тех регионах, где «социальная норма» была введена в «пилотном» режиме с сентября прошлого года, ещё нет результатов, в которых учтён самый напряжённый зимний период. Кроме этого, нет ни социального, ни экономического обоснования введения «соцнормы», и даже не проведена экспертная оценка возможных последствий этого шага.
Пока на федеральном уровне объявлено, что тариф за электроэнергию, потреблённую гражданами за пределами «социальной нормы» будет выше не более чем на тридцать процентов. Однако люди уже привыкли к тому, что обещания такого рода мало чего стоят, особенно, если дело касается коммунальных услуг…