Провела его директор фонда «Ульяновск – культурная столица» Татьяна Ившина, которая заявила, что идеей создания «кластера творческих индустрий» «загорелось» областное правительство, поскольку это не только «тренд», но и один из способов развития территории. В демонстрационном фильме ряд юных «креативщиков» российского масштаба единогласно заявили, что «кластер – это классно!», и, похоже, большинство присутствовавших в это поверили. Во всяком случае, Татьяна Ившина заявила буквально следующее: «Я думаю, что мы вдохновились тем, что кластер это классно».
Итак, насколько же верен тезис о том, что «кластер – питательная среда для проявления творческой активности и центр притяжения и «локомотив» творческих индустрий»?
Как стало понятно из дальнейшего разговора, на звание «ядра» нового кластера претендует недавно созданный «креативный бизнес-инкубатор «Квартал», который является филиалом фонда «Ульяновск – культурная столица». Творческий директор этого заведения Мария Чурбанова, известная в Ульяновске как свадебный фотограф, отрапортовала о текущих достижениях: у бизнес-инкубатора уже появились первые «резиденты» - арт-кафе, магазин дизайнерских вещиц, арт-студия, частная галерея и небольшая типография.
Впрочем, если спуститься с небес на землю и назвать вещи своими именами, то получается, что бизнес-инкубатор – не что иное как офисный центр, сдающий в аренду свои помещения, причем по ценам, которые льготными можно считать весьма условно. Во всяком случае, известны примеры, когда люди, обратившиеся в «Квартал», сочли их предложения неприемлемыми, а потом нашли более выгодные варианты аренды – и без каких-либо разрекламированных льгот.
Кроме того, все-таки надо разделять понятия «творчество» и «творческий подход к бизнесу». Чтобы настоящее творчество могло приносить выгоду, на него должен быть платежеспособный спрос, а у нас к изданию книг местных авторов, организации выставок местных художников и фотографов относятся как к благотворительности. Для того чтобы настоящее искусство продавалось, необходимо поднимать общий уровень культуры и эстетический вкус населения. А это требует долгой кропотливой и последовательной работы. Куда проще кинуть в массы броский слоган «Кластер – это классно!».