Как принимает родина Ленина тех, на чьей родине Ильичей валят с постаментов десятками?
Для начала вернемся к устойчивой в рядах ульяновцев мысли о том, что, дескать, «украинские беженцы получают 800 рублей в день на человека». Никто из вынужденных переселенцев указанные «суточные» на руки не получает. Это сумма, в которую обходится содержание одного человека, да и та варьируется в соответствии с различными факторами: возраст, трудоспособность и т.д. Сюда входят питание, проживание, услуги, например, медицинские. Стоит отметить также, что средства поступают из федерального центра, плюс, конечно же, спонсорская помощь. Оператором здесь выступает региональное министерство здравоохранения и соцразвития.
Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время упрощена выдача свидетельств по программе переселения. Связано это с отсутствием ряда документов у соотечественников с Украины. Уменьшились как срок проверки сведений (до 10 дней), так и срок оформления свидетельств (с 60 календарных до 15 рабочих дней).
Учить по-русски
Как нам сказали в УФМС по Ульяновской области, прирост числа вынужденных переселенцев с Украины в нашей области – величина довольна «подвижная» и изменяется практически ежедневно. По состоянию на 16 октября, на территории нашего региона были зарегистрированы 5194 человека. Из них 1127 – несовершеннолетние. Уже 44 украинских школьника заняли место за партами в средних учебных заведениях Ульяновска; ровно столько же дошколят получили места в детских садах; еще шестеро юных переселенцев начали обучение в местных техникумах и вузах.
Своеобразным откровением для нас стали слова одной юной особы с Донбасса: «Первое время я то и дело прислушивалась, ожидая, что вот-вот зазвучит украинская мова». По словам девушки, «титульный» язык Украины стал отождествляться на востоке страны с войной. К тому же, добавила она, в Ульяновске она получила возможность учить родной язык (а русский для нее родной) в полном объеме, а не час в неделю, как это было на Украине.
Были бы руки – работа найдется
Трудоспособные граждане составляют, пожалуй, основную часть всего потока переселенцев. Потому и крайне важен для них вопрос трудоустройства. Как удалось выяснить «АиФ», рабочие места украинским переселенцам предоставляются на равных с гражданами России, другое дело, что не все соглашаются на ту или иную вакансию. Основная причина – зарплаты. Из-за этого часть мигрантов подалась на поиски лучшей доли, в регионы с более внушительными зарплатами. Что же до тех, кто остается, то никто пока не жаловался.
Несколько человек с Украины, имеющих медицинское образование, уже работают здесь по профилю. И по отзывам – весьма довольны. Нарасхват идут у нас специалисты сельскохозяйственного направления, например, механизаторы. Также очень рады местные работодатели наличию в рядах переселенцев высококвалифицированных сварщиков, плиточников, каменщиков. Но в любом случае, работу может найти каждый.
Задачу по размещению «беженцев» получили 11 районов области. Основной процент прибывших приняли Старомайнский, Кузоватовский и Мелекесский районы. Это не значит, что в прочих муниципальных образованиях от украинцев открещиваются, просто такова директива областной власти, определившей наиболее оптимальные места пребывания беженцев.
…А пока испытавшие ужасы войны люди радуются всему – возможности жить, работать, учиться. И даже жениться! Молодой человек, житель уже российского Крыма живет сейчас в Ульяновске, ожидая, когда невеста доучится в университете. Весной у них свадьба.
Мнение власти: бездельники не приветствуются!
Александр Павлов, советник губернатора по проблеме вынужденных переселенцев:
- Проблемы с прибывшими в область, конечно же, хватает. Прежде всего это жилищный вопрос. Тем более, что на носу зима. Однако решать его невозможно в отрыве от вопроса о трудоустройстве. Сокращение пунктов временного размещения (по объективным причинам) только заостряет тему. Выход из этой ситуации – устройство на работу. Кстати, на сегодняшний день рассмотрены 132 заявления по поводу разрешения на работу. А имея место, имеешь не только зарплату, но и жилье. Где-то это общежития, где-то – съемные квартиры и дома. Но в любом случае залогом служит стабильный доход. В этой связи нас не могут не волновать настроения некоторой части переселенцев, которые, выражаясь простым языком, элементарно не хотят искать работу. Увы, такие есть. Позиция наших властей предельно однозначна: мы против подобных иждивенческих настроений. Поэтому приходится проводить разъяснительную работу среди граждан Украины. Некоторые покидают регион. Но основная часть остается, причем многие – с целью закрепиться в нашем краю. Значит, им здесь нравится.
Мнение эксперта: искусство политике не товарищ!
Эдуард Терехов, главный режиссёр Nebolshoy Театр.
- Любые потрясения в государстве неизбежно затрагивают и творческую интеллигенцию. Наши читатели помнят недавнее большое интервью с режиссером Олегом Александровым, перебравшимся с частью труппы Луганского русского драматического театра в Димитровград. На здешних подмостках актеры с Украины чувствуют себя как дома…
Вспомнилось об этом потому, что недавно пошел слух о том, что еще несколько украинских актеров якобы уже приняты в ульяновский Nebolshoy Театр. Мы созвонились с главным режиссером Эдуардом Аркадьевичем. И вот что он нам сказал:
- Спешу развеять слух. Подобных обращений к нам не поступало. Но в этой связи не могу не сказать вот о чем. Понимаете, то, что вот уже год происходит на Украине, конечно, не может не волновать. Но мы – театр! И прием на работу не может рассматриваться в политическом аспекте. Уверяю вас, мы бы не стали принимать вопрос гражданства как определяющий. Главное – это то, что человек умеет делать, насколько высок его профессиональный уровень. И политика здесь совершенно неуместна!
Мои батьки - не беженцы, они просто вернулись в большую семью
Геннадий Антонцев, журналист:
- Пока канонада не стала слышна без напряжения слуха, отец не соглашался переезжать в Россию. Выросли и отучились мои родители в Курской области, а полвека прожили в Донбассе. У отца – 40 лет шахтерского стажа, мама почти столько же из своих 50 учительских лет проработала в школе №11 в Юнокоммунаровске, в Донбассе, на Украине.
Кто мог представить, что все так обернется? Буквально через неделю расстреляли Новоазовск, где батьки пересекали границу с Россией. Успели. Теперь рядом с ними – большая семья, их внуки и правнуки.
Еще в прошлом году отец спорил со мною по телефону: «Зачем Путин ввел к нам войска?..» После крымского референдума еще сочувствовал крымчанам. А я лишь просил его не смотреть телевизор. Легко слушать рассказы про скандалы между членами одной семьи, порожденные украинскими событиями и пропагандой. Тяжело спорить с отцом…
Тяжело смотреть на фотографии школы, в которой десятки лет преподавала мама, и которую заканчивал я: школа сегодня без стекол. Недавно в школьную котельную попал снаряд. Объединили две школы. Оставшихся учеников - меньше половины. Занятия еще не начались. Для младших родители берут задания и самостоятельно обучают их дома. : стрельба еще не прекратилась. Старшеклассники учатся самостоятельно, по темам из интернета. Пенсии не платят с мая. Продукты дорожают. За коммуналку сами же коммунальщики советуют пока не платить. Таких судеб – миллионы…
У меня нет вопросов. У меня есть ответы. И я очень хочу, чтобы те, кто ломает военной машиной человеческие жизни, по полной ответили за свои преступления.
Справка АиФ:
Нынешний поток переселенцев с Украины в нашу область – далеко не прецедент. И в былые времена симбирский край не единожды принимал у себя иноземцев. Так, в середине XVII века под Симбирском были поселены 100 плененных под Смоленском поляков и литовцев, которые создали Панскую слободу. А После войны 1812 года в Симбирск на временное поселение направлено 3 тысячи офицеров наполеоновской армии. Уже в XIX столетии в Симбирскую губернию переселены тысячи безземельных рязанских дворян – «для улучшения их экономического положения». Примерно тогда же к нам были сосланы участники польского восстания. И, наконец, в 1915 году здесь отметился украинский историк Михаил Грушевский – за «шпионаж» в пользу Австро-Венгрии.