С 14 по 16 августа Новый город в Заволжье стал неотъемлемой частью III Международного авиатранспортного форума. Спектр обсуждаемых проблем на МАТФ-2014 был разнообразным, и на первый взгляд, не касался международной политики.
Однако острые вопросы импортозамещения, внутрироссийской интеграции, отечественные высокотехнологичные разработки и их внедрение в авиации обсуждались неоднократно.
Проспекты авиастроителей и «столичный» гимн
Горожанам и гостям города несомненно более всего запомнилось завершающее форум авиашоу с участием профессиональных пилотажных групп, а также открытие двух новых проспектов в Заволжском районе, названных именами выдающихся отечественных авиаконструкторов Виктора Ливанова и Сергея Ильюшина.
Традиционно на МАТФ-2014 были приглашены представители органов государственной власти, крупнейших российских авиа- и логистических компаний, предприятий-производителей и учебных центров, а также эксперты авиационного рынка. Стартовав в четверг с Международного авиационного конгресса, форум продолжился в пятницу и завершился в субботу традиционным авиашоу. Большой интерес участников вызвали, в частности, проходившие в рамках МАТФ-2014 Международный авиационный конгресс, II Всероссийская конференция «Ил-76: вчера, сегодня, завтра», выставка «Инновации в авиации», молодежный авиафорум «Я — авиатор!», II Всероссийский форум по проблемам авиации общего назначения, I Всероссийский конкурс «ТОП-100 лучших инженеров России». В продолжение всех трех дней работы форума здесь шли многочисленные переговоры, подписывались соглашения, а также открывались новые предприятия кластера. Например, в четверг была произведена закладка памятной капсулы в строительство завода «ПРОМТЕХ-Ульяновск» на территории аэропортовой особой экономической зоны. Впервые на открытии форума прозвучал «Гимн авиационной столицы».
Деловая программа МАТФ-2014 включала в себя не менее 30 круглых столов и дискуссий, в ходе которых эксперты в сфере авиационного бизнеса и самолетостроения обсудили основные вопросы и перспективы развития отрасли. В серии деловых переговоров приняли участие представители 45 зарубежных компаний из Германии, Египта, Мальты, Польши, Китая, Японии, Франции, Мексики и стран СНГ.
Интеграция авиаресурсов
Ульяновский аэропорт «Восточный» на три дня стал местом, где собрались более 500 ведущих специалистов в сфере авиации и авиастроения. На открытии форума губернатор Сергей Морозов предложил ульяновский авиакластер в качестве базового для интеграции всей отечественной авиаиндустрии:
- Мы считаем, что назрела необходимость в углублении интеграции ресурсов авиационной отрасли. Последние международные события показали, что отечественным представителям авиации и авиастроения необходимо консолидировать усилия, а не конкурировать между собой. Если еще совсем недавно мы соревновались в формировании авиационных кластеров, то сегодня пришла пора задуматься о том, как мы можем помочь друг другу и эффективно работать на общее благо. Считаю, что объединение интеллектуальных, образовательных, производственных, да и прочих ресурсов территориально и содержательно близких кластеров могли бы стать началом принципиально нового уровня интеграции и сотрудничества, - сказал глава региона.
Мы выпускаем хорошие самолёты
Одной из главных тем авиаконгресса стала проблема импортозамещения в авиастроительной отрасли. Свой взгляд на проблему высказал губернатор Сергей Морозов:
- Я всегда говорил о нетерпимости использования на авиалиниях России, где есть свои крупные авиастроительные компании, самолётов иностранной сборки. Всегда считал и считаю, что мы можем выпускать хорошие самолеты, да мы их и выпускаем. По своим техническим характеристикам, если их поставить на серийное производство, они ничем не уступают иностранным аналогам. Но для этого нужно, чтобы, в конце концов, все те, от кого это зависит, перестали лукавить и начали реально заниматься поддержкой нашей авиации, - сказал он.
Его поддержал Олег СТОРЧЕВОЙ, замруководителя Росавиации:
- Вы видите, что происходит в мире, сейчас особо остро стоит вопрос о пополнении парка авиакомпаний отечественными воздушными судами. Такие задачи ставит перед собой и Росавиация, мы заинтересованы, чтобы наши авиакомпании летали на судах российской регистрации. И содействуем этому, оказываем необходимую поддержку.
Крылья авиационной столицы
Второе рождение ульяновскому «Авиастару», несомненно, дал оборонный контракт на изготовление 39 транспортников Ил-76МД-90А, заключённый в 2012 году. Впрочем, неплохие перспективы появились и у пассажирского Ту-204-СМ. Кроме того, «Авиастар» и другие предприятия Ульяновского авиакластера активно вовлечены в такие проекты, как Sukhoi Superjet 100 и МС-21 - «Магистральный Самолёт XXI века».
Отвечая на вопрос о качествах нового Ил-76МД-90А, производство которых осваивается на ульяновском «Авиастаре», командующий военно-транспортной авиацией МО России генерал-майор Владимир Венедиктов сказал:
- Мы этот самолёт очень ждали, и вскоре надеемся его получить в серийном варианте. В настоящее время с развитием авиации и вооруженных сил нам очень нужны такие суда. Ульяновский завод, конечно, полностью готов выполнить этот заказ – поставить 39 высокомодернизарованных машин Министерству обороны России.
Обсуждая перспективы производства Ил-76МД-90А на «Авиастаре», многие эксперты отмечали, что Ульяновская область обоснованно претендует на звание Центра модернизации, технического обслуживания и ремонта транспортных воздушных судов России.
Жизнь показывает: нет худа без добра. Внешнеполитические коллизии, кажется, продемонстрировали, что наш Ту-204 становится наиболее оптимальным «заменителем» иностранных пассажирских судов, в частности – для авиасообщений с Крымом. Об этом на форуме журналистам сообщил заместитель министра промышленности и торговли России Юрий Сюсарь. По его словам, в ближайшее время Россия должна будет построить 11 самолётов Ту-204:
- Нужно в кратчайшие сроки изготовить 11 бортов и отдать их авиакомпании, которая будет осуществлять перевозки в Крым. Нужно создать российскую авиакомпанию, использующую российские самолёты, которая займется перевозками в Крым, – заявил Слюсарь.
Ульяновский губернатор Сергей Морозов напомнил участникам и гостям форума, что Ту-204 – судно практически целиком отечественное:
- Это единственное среднемагистральное пассажирское судно, серийно производящееся в РФ. Более того, у нас уже есть успешный пример использования этого лайнера российскими авиакомпаниями. Важно то, что эта машина только на один процент состоит из иностранных комплектующих.
Помощник полпреда Президента в ПФО Олег Машковцев подчеркнул, что проведение МАТФ-2014 очень значимо для округа, где сосредоточена значительная часть авиапрома страны.
- Убежден, что создание конкурентной авиационной отрасли нам под силу, она будет адекватна вызовам мирового технологического процесса, — сказал он.
Благодарность региональным властям за содействие всем передовым начинаниям были высказаны многими участниками. Так, заместитель гендиректора Всероссийского НИИ авиационных материалов Дмитрий Коган назвал правительство Ульяновской области одним из самых прогрессивных в стране в деле развития передовых технологий. В Ульяновске теперь будет сосредоточено производство современных технологий в области композиционных материалов. «АэроКомпозит-Ульяновск» станет производственной площадкой, которая поможет решить проблему импортозамещения в одной из стратегических областей производства. Идеальной площадкой для развития отечественного авиапрома назвал Ульяновскую область и директор по развитию «AAР Рус» Михаил Виноградов:
- Возможности Ульяновской области в развитии авиапрома — не ограничены, поскольку здесь находятся один из крупнейших авиастроительных заводов, предприятия, связанные с производством композитных материалов, создана портовая особая экономическая зона. Фактически в регионе формируется целый комплекс, который в перспективе может полностью закрыть весь цикл работ, связанных с воздушными судами, начиная от их проектирования, обучения персонала и заканчивая техническим обслуживанием. Это идеальная площадка в России, которая создана при беспрецедентной поддержке как федеральных органов власти, так и губернатора области. Мы надеемся, что станем частью этого процесса и сделаем всё возможное, чтобы проект успешно заработал.