Никогда ни один руководитель не пытался вбросить в народ идею: не хватает-де у нас чиновников, давайте наберём их побольше, аппарат нуждается в усложнении. Наоборот, лозунги об оптимизации госструктур, уменьшении штата служащих не сходят с бумажных и web-страниц, с теле- и радиоэфира. Получается? Да как-то не очень.
Не должность, а титул какой-то…
Чтобы правильно и необидно назвать какого-либо областного начальника, нужно потратить массу времени и драгоценного газетного места. Потребовалось, к примеру, компетентное мнение про сельское хозяйство. Ну как здесь обойтись без комментария Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александра Чепухина? А если про медицину и спорт – тут никак нельзя без Заместителя Председателя Правительства – Министра здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области Валентины Карауловой.
Казалось бы, благое намерение сделать более компактным госаппарат в итоге раздувает наименования чиновников до невообразимых размеров. Объединяем министерства – и все их прежние названия вливаются в наименования новой универсальной структуры. Совмещаем должность заместителя председателя правительства и министра, и получается заместитель председателя правительства – министр, а далее следует обязательное усложнённое название министерства.
По радио можно сказать скороговоркой, в телевизоре – подписать субтитрами, а как в газете? Назвал должность – и остальная информация просто не влезает. Да и в интернете, впихнуть-то сюда можно что угодно – но пока осмыслишь значение чиновничьей должности – забудешь, о чём и речьшла.
А если сделать, как было?
Если охватить ретроспективой весь постсоветский периодистории нашей области, минуя смутные шамановские времена, и посмотреть на структуру областного прави…, простите –администрации области при Юрии Горячеве, то мы увидим, что в подчинении у главы в то время было восемь заместителей, один из которых именовался «первым», остальные семь отвечали за тот или иной социально-экономический сектор с профильными управлениями и комитетами.И назывались заместители без всяких длинностей. Ну просто – зам. и Ф.И.О.
Когда администрация стала правительством, бывшие замы превратились в министров. Но через некоторое время оказалось, что этого мало. В настоящем правительстве (это же не какая-то там «администрация») между министрами и главой должен быть посредник. Так вернулись «на место» должности замов – как «первых», так и простых. Число «первых» во времена пика достигало пяти единиц.
Сегодня видно стремление власти впихнуть обратно стихийно разбухающий (как подошедшее тесто) административный аппарат. Но увы, до простоты и лаконичностипрошлого века ещё далеко. У губернатора (по совместительству – председателя правительства области) три только «первых» заместителя и семь «просто заместителей». Рангом ниже идут министры, на сегодняшний день частично совмещённые с замами. Их девять. Кроме того – множество отдельных управлений и департаментов.
Успехи есть. Например, в конце прошлого года количество госслужащих в регионе (федеральных, региональных и муниципальных) уменьшилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом года позапрошлого и застыло на количестве 14 тысяч.
Увы, затискивание разбухающего теста обратно в посуду – занятие трудоёмкое и, видимо, в нынешних условиях бесперспективное. Какой-нибудь сложносочинённый «Минмясгазлеспромстройхрумбряк» готов переждать трудные времена и в любой момент вновь развернуться в «боевой порядок» из трёх-пяти министерств с отдельными министрами во главе и тремя замами губернатора над ними, один из которых непременно «первый». В расчёте на сей благословенный момент, видимо, и берегутся собранные воедино фрагменты старых названий.