Примерное время чтения: 4 минуты
104

Война и мир Евгения Халдея. Работы мастера фотографии - в музее Ульяновска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ - Ульяновск 6 05/02/2025

19 января в Музее изобразительного искусства XX–XXI веков открылась необычная выставка, которая весомо и зримо отразила сам дух эпохи, о которой мы, конечно, помним, но прочувствовать её удаётся уже не всякому. А между тем это было время, когда большей части населения великой страны было свойственно ощущение исторического оптимизма и веры в собственное будущее – то, чего сейчас, к сожалению, недостаёт.

Справка
Евгений Халдей родился 23 марта 1916 года в городе Юзовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты мать и дед Халдея, а сам он в годовалом возрасте получил пулевое ранение в грудь. Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. С 1939 года – корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском флоте во время Великой Отечественной войны.

Урок истории и мастерства фотографа

Евгений Халдей, автор прославленного на весь мир снимка, где советские воины водружают знамя Победы над Рейхстагом, был не только «фотолетописцем войны». Его творчество охватывает и довоенный, и послевоенный периоды, а то мастерство, с которым он передал мысли, чувства и настроения нескольких поколений советских людей, и сейчас позволяет проникнуться духом той, хоть и непростой, но для многих счастливой эпохи.

Наступивший 2025 год обещает стать годом особенным для истории нашей страны. Но дело даже не только в том, что он объявлен Годом защитника Отечества, что 9 мая мы отметим 80-летие Великой Победы. Дело, скорее, в том, что очень многие наши сограждане связывают с ним надежды на значительные перемены к лучшему, на новые победы и свершения. И Евгений Халдей за свою долгую творческую жизнь сделал десятки тысяч снимков, отражающих именно тот настрой, что сейчас возникает как предчувствие.

Снимал все 1418 дней войны

Он был единственным фотокорреспондентом, который снимал события Великой Отечественной войны все 1418 дней. Первый свой снимок он сделал в 1929 году, в 12 лет – с помощью самодельной камеры, где объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом – обычная картонная коробка, запечатлел городскую церковь, которую вскоре взорвали. Так он ощутил всю магию фотографии: лист фотобумаги сохранил то, что стало частью невозвратного прошлого. Годом позже он устроился на завод, прибавив в анкете к своему возрасту лишний год, и на первые зарплаты приобрёл в рассрочку уже настоящую камеру – «Фотокор № 1». И вскоре стал основным автором фотографий для заводской многотиражки. Начал выезжать в сёла с агитбригадой – в первые творческие командировки. Потом карьера развивалась стремительно: в 15 лет он увидел свои снимки в столичных изданиях, в 16 стал штатным сотрудником газеты «Сталинский рабочий», а уже в 19 работал в агентстве «Фотохроника ТАСС».

Когда началась война и Халдей перед отправкой в зону боевых действий пришел получать плёнку, ему выдали всего сто метров, мотивируя это тем, что «война через пару недель или месяц кончится».

Однако война растянулась на четыре года, тысячи вёрст дорог и километры отснятой плёнки. На выставке представлено всего 120 фотографий – ничтожная часть его творческого наследия. Больше три музейных зала просто не в состоянии были вместить. Но, в принципе, и такого количества работ вполне достаточно, чтобы не только прочувствовать дух военного времени и послевоенной эпохи, но и понять разницу между действительно творческой и профессиональной работой мастера и цифровым «мылом» сегодняшнего дня, когда любой дилетант считает себя «гуру» только потому, что имеет продвинутую камеру. Евгений Халдей не только прошёл всю войну, снимал знамя Победы над Рейхстагом и Нюрнбергский процесс. Поражает география его послевоенных командировок: на выставке представлены снимки самых разных уголков нашей страны – практически от Владивостока до Бреста, от Заполярья до Средней Азии. Был Евгений Ананьевич и в Ульяновске. По крайней мере, есть снимок «В музее «Симбирская классическая гимназия», датированный 1957 годом. На фоне памятника вождю мирового пролетариата и картины художника Владимира Серова «Ленин провозглашает советскую власть» стоит то ли сельский интеллигент, то ли немолодой рабочий в гимнастёрке под пиджаком, застёгнутом на одну пуговицу, и с нескрываемым интересом разглядывает какой-то экспонат. Действительно, нужно быть великим мастером, чтобы даже в постановочном снимке добиться предельной естественности и абсолютной достоверности. Так что выставка Евгения Халдея – это не только урок истории, но и урок мастерства для тех, кто пытается заниматься фотоискусством. Урок этот, кстати, продлится до 16 марта…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах