Не знаю, отдавать ли сына в Суворовское училище. Каково придётся ему с армейской дисциплиной? Не лишим ли мы его детства?
С. Самойлова, Ульяновск
Чтобы ответить на вопрос, беседуем с начальником Ульяновского гвардейского Суворовского военного училища Владимиром Шкирковым.
Под крылом десанта
А. Юхтанов: Владимир Фёдорович, в этом году Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное Суворовское училище отмечает 145-летие со дня основания. В 1873 году в Симбирске была открыта военная гимназия. И, кстати, десять лет, как суворовцев взяли «под крыло» Воздушно-десантные войска. Почему именно ВДВ?
В. Шкирков: Действительно, училище вошло в состав учебных заведений ВДВ в 2008 году. Так сложилось, что ближайшей воинской частью, где можно было вести предпрофильную и профильную военную подготовку суворовцев, оказалась 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада, входящая в состав ВДВ. Поэтому в Министерстве обороны было принято решение о подчинении Ульяновского гвардейского Суворовского военного училища Командующему ВДВ. С этого времени все полевые выходы, занятия по огневой подготовке с практической стрельбой из штатного оружия десантника, подготовка к парашютным прыжкам и их совершение происходят у нас на базе бригады. А иначе мы бы не смогли столь качественно организовывать начальную военную подготовку.
– Какие изменения происходят в десантных войсках? Что, например, в нашей 31-й бригаде производит большее впечатление на вас?
– С 1972 года я прохожу службу в Воздушно-десантных войсках. За это время войска поменялись полностью во всех отношениях. Изменения произошли и в организационно-штатной структуре, и в техническом отношении, и в материальном обеспечении. Меня впечатляют новые средства управления, разведки, связи, новые парашютные системы. Сейчас ВДВ – высокомобильные войска, оснащённые самым современным вооружением. Например, поступившие в прошлом году на вооружение бригады новейшие боевые машины – БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка». Такой техники, которую получили наши десантники, ни в одной стране мира нет! Это касается и более крепкой брони, и автоматизированной системы управления огнём и новой навигационной аппаратуры.
– А на ваших подопечных?
Когда воспитывать не поздно?
– С тех пор изменилась не только техника, но и отношение к службе, присяге…
– Армия не существует в безвоздушном пространстве. В армию люди приходят из гражданской жизни. Все существующие проблемы в обществе, несомненно, сказываются на Вооружённых Силах. За свою долгую службу я многое видел и всякое. Одно скажу: ВДВ всегда, во всех условиях выполняли поставленные государством задачи, какой бы трудности они ни были. Это результат действия целой системы подготовки и воспитания военнослужащих, основы которой заложил генерал армии Маргелов Василий Филиппович, которого мне посчастливилось не только увидеть во время службы в Туркестанском округе, но и пару раз пообщаться лично. Так вот, эта система воспитания развивается, совершенствуется действующими генералами и офицерами с учётом современных требований и стоящих задач.
– Система воспитания в армии – это хорошо. А на «гражданке»? Как современных мальчишек воспитать должным образом?
– Вот это – главный вопрос. Сложность в том, что информации сейчас так много и она так доступна! А для мозга, не обученного правильно анализировать, это просто губительно. Если в «базу» заложены изначально неверные постулаты, человек им и будет следовать всю жизнь. До сих пор идут споры, а правильно ли, что дети поступают к нам после четвёртого класса школы? Не рано ли? Не лишает ли это их детства? Как раз при мне произошёл первый набор пятиклассников. И это решение, на мой взгляд, правильное. Пока ещё мозг ребёнка относительно свободен, туда нужно вкладывать правильные основополагающие понятия: отношение к Родине, к матери, к семье, к людям, осознание своего места в обществе. Когда эти понятия заложены, тогда всё остальное будет пониматься правильно. Существующая в училище система обучения и воспитания, возможности педагогического коллектива позволяют это делать качественно.
– В военные учебные заведения после суворовского училища многие идут?
– У нас вообще по выпуску больше 90% пишут заявления в высшие военно-учебные заведения.
– А в десант?
– Около трети идут в Рязанское гвардейское воздушно-десантное командное училище. Но там высокие требования к здоровью. А это сейчас очень большая проблема – здоровье детей. С чем мы сразу сталкиваемся? Плоскостопие, проблемы со зрением, желудочных болезней масса.
– Когда подъём в училище?
– В семь утра.
– Отбой?
– Отбой в 22 часа. Всё расписано по минутам. Свободное время – только 50 минут, когда ребёнок может взять телефон и позвонить. Остальное – это учёба, спортивные и культурно-досуговые мероприятия.
С интеллектом и юмором всё в порядке
– Из культурно-досуговых чаще всего слышно про успехи суворовцев в КВН…
– Да, с юмором и интеллектом у наших ребят всё в порядке. Действительно, наша команда КВН под названием «Парашют» успешно выступает на военных играх «весёлых и находчивых» не первый год. Дважды были чемпионами Министерства обороны среди детских команд КВН в 2013 и 2014 годах, чемпионами Всероссийской юниор-лиги КВН 2015 года. Вот уже два года подряд являются участниками телевизионной лиги «Детский КВН» на телеканалах «Карусель» и «СТС». Всё это так.
– Ни в коем случае! Что такое нынешнее детство? Школа. Дом. Компьютер. Почти нет движения, всё заменяют гаджеты. Если понимать детство как свой угол, своё замкнутое пространство, копание в своих интересах: «Вот это моё, и не лезь ко мне…» Может быть, этого они у нас лишены. Но зато они имеют массу других возможностей: общение с товарищами, возможность дружить, возможность жить активно, интересно, масса занятий, которые здесь организуют специально подготовленные люди. Например, суворовцы постоянно бывают в Ульяновском областном художественном музее. А в музее Пластова они недавно провели выставку своих творческих работ.
– Ну и как сотрудники музеев принимают суворовцев? Не для галочки?
– Искусствоведы и научные сотрудники принимают суворовцев как родных. Причём всё это совершенно бесплатно. У нас сильные психологи, великолепные тренеры-спортсмены. Мы даём качественную всестороннюю подготовку детям и возможность самим осмысленно определиться в будущем.