aif.ru counter
186

Сергей Зыков: Композитор и поэт – это мама и папа песни, а певец – акушер

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ - Ульяновск 12 18/03/2020

Сольные концерты известного в России и за рубежом баритона Сергея Зыкова проходят в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Новосибирска и др. городах России. Десять лет он приезжает в Ульяновск за теплотой, поддержкой и пониманием.

14 марта популярный артист, который дорог и уважаем  взыскательной местной  публикой, выступал в программе музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена», где пел под  аккомпанемент трёх оркестров песни из репертуара классиков русско-советской эстрады Петра Лещенко и Леонида Утёсова. Сергей Зыков оказался интересным собеседником, со своей точкой зрения на музыку, поклонников, романсиаду.

Досье
Сергей Зыков. Родился 12 сентября 1977 г. в Кировской обл. Баритон (Санкт-Петербург), лауреат многих российских и международных музыкальных фестивалей. Обладатель Гран-при двух престижных в России конкурсов: "Весна романса" (Санкт-Петербург) и XI Международного конкурса русского романса «Романсиада». В 2002-2003 гг. учится в школе при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Особое место в репертуаре артиста занимают произведения поэтов и композиторов, где отражены лучшие проявления русской души: любовь к матери, к Родине, к Богу.

В поп-музыке поэзии нет

С. Юрьев: Сергей, ваше исполнение песен столь естественно, столь органично, как будто вы поёте всю жизнь. Это так?

С. Зыков: Вообще-то было время, когда я и не помышлял о певческой карьере. Запел в армии, видимо, потому, что временами там мне было ужасно скучно. Служил в войсках противовоздушной обороны, был курсантом Красноярского училища ПВО и представлял свой род войск на различных армейских песенных фестивалях, становился лауреатом и однажды понял, пение - это именно моё.

- То есть, армия приобщила к вокалу, а вокал отвратил от армии? Так получается?

- Ну, не совсем. К армии я и сейчас отношусь с огромным уважением. У меня там осталось множество друзей, в том числе, теперь уже настоящих полковников. Но, как говорится, каждый выбирает для себя.

Фото: Ленинский мемориал Ульяновск

- Кстати, о выборе! В недавнем концерте вы исполняли песни из репертуара Петра Лещенко и Леонида Утёсова. Что это было – выбор по собственному вкусу или стремление угодить публике?

- Я бы никогда не стал петь то, что мне не нравится.  Я вообще предпочитаю тематические программы. Очень люблю стихи Есенина и Рубцова, и у меня есть программы, построенные на их поэзии. Пётр Лещенко – один их первопроходцев романса, который продемонстрировал этот песенный жанр всей Европе. Он, кстати, начинал как танцор, а потом вдруг заметили, что он прекрасно поёт. В общем, мне было интересно погрузиться в этот пласт музыки – потому и посвятил ему целое отделение. А Утёсов популяризировал в советской России нечто похожее на джаз, хотя это был не совсем тот джаз, что был популярен в Америке и Европе.

Мне нравилось, когда весело и громко

- В ту эпоху популярна была одна музыка, сейчас – другая. Та, которую так и называют – поп-музыка. Есть ли между ними принципиальная разница?

- Каждое поколение воспитывается на своей музыке. Музыка, которая мне нравилась в юности, сильно отличалась и от советской эстрадной песни, и от романсов, и от классики. Мне, как и большинству молодых людей, нравилось, когда весело и громко! Кто-то с этим остаётся, кто-то это перерастает. То же самое происходит и с современной молодёжью. Трудно рассчитывать на то, что все когда-нибудь придут к высокой музыке и к высокой поэзии, но кто-то придёт неизбежно.  А если говорить о современной поп-музыке, то там, конечно поэзии нет. Там даже нет графоманских потуг выразить,  хоть какие-то чувства и мысли. Если говорить о текстах, то это обычно случайный набор слов…

- Так почему же всё это так популярно?

- Потому что просто и не заставляет «грузить» мозги. Большинству молодых людей большего и не надо.

Фото: Ленинский мемориал Ульяновск

- Но есть шанс вырасти и приобщиться к чему-то большему?

- Конечно! Шанс есть всегда. Человек никогда не стоит на месте.

Магия романса

- А кого вы лично цените из исполнителей  больше всех?

- Очень люблю Муслима Магомаева, Георга Отса, Иосифа Кобзона. Все они исполняли мощные, красочные, монументальные произведения, требующие и вокального мастерства, и богатого внутреннего мира. Причём каждый из них обладал личной харизмой, умением донести до публики всю глубину и мощь исполняемых произведений. Для песни мама и папа – это композитор и поэт. А певец – это акушер. Как примет он этого ребёнка, такова и будет у него дальнейшая жизнь.

- Получается, что исполнитель – ещё и соавтор песни?

- Получается. Как-то к одному из фестивалей я готовил романс композитора Андрея Петрова «Я пригвождён к трактирной стойке» на стихи Александра Блока. И у меня возникало к Андрею Павловичу много вопросов. Например, почему человек подвергает себя таким терзаниям, буквально бичует себя? Там не только стихи с привкусом трагедии. Там и музыка очень пронзительная. И я задал ему этот вопрос. И он ответил: «Серёжа, извини. Блок – автор стихов. Я – автор музыки. А дальше думай сам…».

- «Я пригвождён к трактирной стойке» - это точно романс?

- Конечно. Романс – это не только песня о неразделённой любви. Это произведение, где важны именно чувства, сильные эмоции. У меня есть целая программа, посвящённая романсу XIX, XX и XXI веков.

- А что есть романс XXI века?

- Романс не подразумевает какой-то определённой стилистики. «Темная ночь» - это романс? По моему, да. Есть такой современный композитор Валерий Минкин, который в соавторстве с поэтом Евгением Раевским пишет очень красивые романсы, и я их исполняю. У Андрея Петрова множество романсов. Есть авторы, которые пока не получили широкой известности, но пишут прекрасные романсы.

Один солист на три оркестра

- В  концерте вам аккомпанировали три оркестра. А один не справился бы?

- Такое решение приняли организаторы фестиваля. Я думаю, что перед ними стояла довольно сложная задача, хотя бы потому, что репертуар Петра Лещенко, по сути,  довольно камерный, и мощи трёх оркестров вовсе не подразумевает. Но здесь собрались очень хорошие музыканты, которые, как оказалось, с честью находят выход из любой ситуации.

- В Ульяновске вы  далеко не впервые. Поделитесь впечатлениями о предыдущих концертах?

- Здесь очень отзывчивая публика. Прошлый концерт полугодовой давности был вообще одним из лучших в моей творческой биографии. Я приезжал по приглашению Азербайджанской диаспоры как солист на концерт, посвящённый Муслиму Магомаеву. Правда, одну песню мне пришлось исполнить на азербайджанском языке, и мне потом сказали, что с произношением у меня не очень.  А в остальном получилось поистине фееричное выступление. Я даже могу дать коллегам совет, если  начинаете паниковать, думать, что с вами что-то не так, езжайте в Ульяновск, здесь вас  примут со всей возможной теплотой и вернут  душевное равновесие. 

- Вы стремитесь  понравиться зрителю?

- Ставить такую цель – значит, идти путём наименьшего сопротивления. Задача артиста – показать публике какие-то новые грани музыки и поэзии, делиться своими находками. Если этого не делать, то молодые люди, например, лишаться того шанса, о котором мы говорили в начале  беседы.  Это большинство политиков – популисты в чистом виде, а хороший музыкант не может и не должен быть популистом.

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Кстати

Впервые на сцене с одним певцом в   «Вечере с Русским оркестром» принимали  участие три оркестра: Ульяновский государственный губернаторский оркестр русских народных инструментов, Муниципальный оркестр русских народных инструментов (Сызрань), Муниципальный оркестр Тольяттинской филармонии (Тольятти), дирижеры – Артём Белов (Ульяновск), Сергей Иванченко (Сызрань), Василий Кормишин  (Тольятти).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах