118

Самая первая. Ираида Бажанова доказала: водитель – профессия женская

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ - Ульяновск 21 26/05/2021

Сегодня один из лучших преподавателей немецкого языка средней школы №2 райцентра Новоспасское Марина Романова вспоминает свою бабушку, первую женщину-шофёра района. Помогают ей односельчане и мужчины – коллеги бабушки. Ираиде Александровне Бажановой в этом году исполнилось бы 95 лет. 

Досье
Ираида Бажанова. Родилась в 1926 году.В архиве внучки хранятся многочисленные почётные грамоты за выполнение плана грузоперевозок и задания по хлебозаготовкам, грамота за экономию резины, бензина и безаварийную работу, датированные 50– 60-ми годами прошлого столетия. Три раза была участницей ВДНХ: в 1954, 1955, 1957 гг. Фотография этой легендарной женщины 17 раз заносилась на районную и областную доски почёта, не счесть хранящихся благодарностей и почётных грамот от треста «Союз-автотранс», от Новоспасского райкома КПСС, райисполкома и других ведомств.

Бабуля на «Ковровце»

– Бабушка Ира была для меня всем: и матерью, и отцом, и добрым наставником по жизни, – рассказала при встрече Марина Викторовна. Она окончила педагогический университет, училась на факультете иностранных языков. Во всём её поддерживала Ираида Александровна. – У неё в своё время был муж, была семья, но в итоге всё сложилось не так, как хотелось бы и как того заслуживала моя уважаемая не только в рабочем поселке, но и в районе бабуля.

Ираида Бажанова
Ираида Бажанова Фото из архива М. Романовой.

Зато своей внучке она передавала не только житейские премудрости, но и женские хитрости.

– Своих настоящих родителей она не знала, – продолжает рассказ Романова. – Отец и мать ушли из жизни, не выдержав голодовок 20–30-х годов. Так что первые воспоминания и впечатления связаны были у Ираиды с детским домом в селе Евлашево соседнего Николаевского района. Отсюда её взяли на воспитание местные жители, супруги Дятловы, впоследствии переехавшие в Новоспасское. Жизнь семьи складывалась нелегко. И образование приёмной дочки завершилось семью классами. Хотя по тем временам в сельской местности и это считалось достижением. Девушку влекло к технике, и перед самым началом войны она поступила на курсы трактористов. Правда, работать на тракторе долго не пришлось, но и тех нескольких недель оказалось достаточно, чтобы и сама Ираида, и те, кто работал с ней бок о бок, поняли: её призвание – техника на колёсах. 

Вспоминая её в поздние годы, ветеран труда ОАО «Новоспасскавтотранс» Владимир Мустафин так оценивает Ираиду Александровну: «Это была настоящая ходячая энциклопедия грузового автотранспорта! Просто удивительно, сколько полезных сведений вмещалось в её женской голове, в то время как её товарищи-мужчины многого не могли запомнить из матчасти того же распространенного в 60-е годы автомобиля ГАЗ-53 А. Каждому водителю она могла дать полезный совет, вне зависимости от марки его грузовика, что-то могла порекомендовать, что касается ремонта, была мастером на все руки. 

«Ираида Александровна была женщиной неординарной, – вспоминает главный инженер того же автотранспортного предприятия Анатолий Курынов. – Уже то, что на работу она приезжала не на автобусе, а на мотоцикле, говорит само за себя. В то время Бажановой, должно быть, было уже под шестьдесят. По сельским понятиям она была уже давно бабушка, соответственно и одевалась она по возрасту: платок, завязанный под подбородком, простая неброская кофта и тёмная юбка. Словом, обычная деревенская бабуля. И вот только представьте себе: эта бабуля обгоняет своих товарок, трясущихся в автобусе, на мотоцикле «Ковровец». Зрелище, прямо скажем, необычное, ведь в прошлом веке всё, что было связано с техникой, тем более с транспортом, считалось непререкаемой прерогативой мужчин».

Война дала путёвку в жизнь

Начавшееся военное лихолетье, образно говоря, поставило всех мужчин, и водителей в том числе, под ружьё, и остро встал вопрос, кем их заменить. Ираида Бажанова отправилась в автошколу в Железнодорожную Майну. Среди курсантов школы большинство составляли ещё не достигшие призывного возраста парни. И Ира, худенькая, в своем простеньком платьице, сшитом из старого материнского, выглядела белой вороной. Но это только вначале. Уже очень скоро выяснилось, что эта хрупкая девушка на занятиях по автоделу успевает лучше всех, а материальную часть автомобиля знает на отлично. Всё-таки не лишними оказались пройденные ранее курсы трактористов. После окончания автошколы и возвращения домой Ираида начала работать шофёром в одном из местных колхозов. А спустя некоторое время, уже после того, как на Новоспасской земле появилось в 1944-м первое автотранспортное предприятие, которое очень долго ещё по-военному называлось авторотой, пришла устраиваться туда на работу. 

Курынов Анатолий Николаевич — главный инженер ОАО «Новоспасскавтотранс», 60-е годы.
Курынов Анатолий Николаевич — главный инженер ОАО «Новоспасскавтотранс», 60-е годы. Фото из архива М. Романовой.

Новая эра, или Конец лошадиной монополии

Создание автотранспортной организации было событием знаменательным, оно означало, что в Новоспасском, в течение многих лет славившемся своими конями, началась новая эра – автомобильная. Сегодня, когда рабочий посёлок Новоспасское насчитывает четыре автопредприятия, уже трудно представить, что в 50-е годы в районе почти всё держалось на конной тяге. Начало истории уходит в 70-е годы 19-го века, когда владелец тогдашнего села Новоспасское генерал-лейтенант, шталмейстер Его Императорского Величества А.С. Амбрязанцев-Нечаев (фамилия достаточно известная в военных кругах тогдашней России) завёл конезавод. Лошади были неотъемлемой частью тогдашней жизни, и даже сегодня в разных концах райцентра, особенно возле «присутственных мест», можно встретить железные столбики с отверстиями для конной упряжи. Лошади, а значит, и конюхи, были тогда во всех учреждениях. По словам одного из коренных жителей Новоспасского, Петра Васильевича Михеева, который, как и его отец, всю жизнь работал на конюшне, ещё в послевоенном 1946 году в райцентре насчитывалось 147 лошадей, не считая жеребят. Казалось, господство лошадей будет вечным. В районе регулярно проводились так называемые бега, организатором которых было руководство местного элеватора, ни одни проводы русской зимы, как официально тогда называли Масленицу, не обходились без катания на лошадях.

Интересный факт: у одного из завзятых лошадников, работавшего в 50–60-е годы конюхом в районной больнице, и кумира местной ребятни Ивана Ивановича Ганина строгую и властную супругу прозвали Гужихой. Чем не лошадиное прозвище? 

В 1944 году «лошадиная монополия» закончилась. С фронтов ещё не отполыхавшей войны пришло несколько автомобилей, которые сопровождал бывший политкомиссар Давид Эрлихман. Он стал одновременно и комиссаром предприятия, и его директором. Потом его сменил другой фронтовик – Иван Петушенко. Первое время администрация новоиспечённого предприятия не имела даже своей конторы и снимала избу у местной крестьянки – бабушки Ульяны. Так что выражение «ходить к бабушке Ульяне» обозначало, что того или иного шофёра вызывали на ковёр для разбора полетов. Позднее было построено современное здание конторы и хороший клуб.

С помощью «кривого стартёра»

Так вот, Петушенко был немало удивлён, увидев у себя в кабинете скромную, застенчивую девушку. Но уже через месяц-другой суровый комроты эту девушку (как вы догадались, это была Ираида) хвалил и ставил в пример мужикам-шофёрам. Машины, на которых приходилось работать, были изрядно потрёпаны фронтовыми дорогами. Их большую часть составляли знаменитые полуторки, ранее перевозившие зенитки, и более мощные американские «студебеккеры», использовавшиеся для транспортировки знаменитых «катюш». Грузовики часто ломались, их приходилось ремонтировать, зачастую прямо в рейсе. И здесь много зависело от умения водителя собраться и устранить неполадку как можно скорее при минимуме запасных частей. Людвиг Петрович Клёнов, один из старейших работников «Новоспасскавтотранса», нередко вспоминал: «Машины в то время заводились исключительно рукояткой, которую водители не без юмора образно называли «кривым стартёром». И порой у Ираиды это не получалось – не хватало сил. Но она в мужском коллективе пользовалась таким уважением, что всегда находились охотники, которые по-рыцарски оказывали ей помощь. 

После ухода на заслуженный отдых Ираида Александровна Бажанова продолжала работать на родном автотранспортном предприятии заведующей складом и нормировщицей.

– Она отличалась безупречной честностью, и это особенно проявлялось в бытность работы её завскладом, – вспоминает Анатолий Николаевич Курынов. – Любила дисциплину и учёт, всегда решительно отвергала подношения и подарки с целью получить какую-то дефицитную деталь, как это нередко бывало при других заведующих. При ней, не в пример заведующим-мужчинам, всегда царили трезвость и порядок, и от неё здорово доставалось жуликам и разгильдяям всех мастей, которые, увы, не редкость в шофёрской среде. Ираида Александровна не боялась выступать по поводу недостатков на общих собраниях, да и в повседневной жизни не стеснялась правду-матку резать кому угодно в глаза.

Решение о награждении Ираиды Бажановой медалью
Решение о награждении Ираиды Бажановой медалью "Ветеран труда". Фото из архива М. Романовой.
Фото из личного архива М.Романовой.

Такой осталась в людской памяти Ираида Бажанова – первая женщина-водитель Новоспасского района, воплотившая мечту многих своих современниц о насыщенной, содержательной, полезной обществу жизни. Не забывает о святом месте на кладбище – могиле её бабушки – Марина Романова. Жаль только, что на предприятии, на котором Бажанова проработала всю свою жизнь, нет не только стенда, ей посвящённого, но даже портрета нигде не увидишь. Неужели так мы беспамятливы и неблагодарны? А ведь ничто так не возвеличивает и не сплачивает коллектив, как благодарная память о его лучших людях. В советское время об этом не забывали.

Евгений ЩЕУЛОВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах