Трудно ли быть Пластовым? Наверное, нетрудно, если ты – всемирно известный живописец Аркадий Пластов. Труднее, если ты сын такого выдающего художника, ещё труднее, если ты внук и сын этих двух гениальных людей.
Мы готовили эту публикацию с Николаем Николаевичем и Татьяной Юрьевной Пластовыми с конца прошлого, 2024 года к 95-летию их отца и свёкра. (Кстати, это именно Николай Аркадьевич высмотрел себе будущую невестку в одном из комиссионных книжных магазинов, когда сын служил в армии). У таких занятых людей желание огромное, а времени в обрез. Но в том, с каким достоинством и ответственностью за фамилию, с какой любовью, восхищением и даже благоговением готовились фотографии, картины и эссе о Николае Аркадьевиче Пластове, убедитесь сами.
Отец – учитель на всю жизнь
Николай Аркадьевич Пластов родился в селе Прислониха 22 января 1930 года в семье Аркадия Александровича Пластова и Натальи Алексеевны Пластовой (урождённой фон Вик). Уже в детские и отроческие годы он осознавал необычность и исключительность личности и таланта отца, который стал для него главным учителем на всю жизнь.

Он окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова по мастерской Д. К. Мочальского, блестящего педагога, мастера композиции. Николай Аркадьевич был прекрасным рисовальщиком и акварелистом. По окончании института начал сотрудничать с детскими журналами, издательствами детской литературы (тиражи тонких иллюстрированных книг для детей большого формата тогда доходили до 200–400 тысяч экземпляров). У него был свой, узнаваемый подход к изображениям, основанный как на наблюдениях и натурном материале, так и на постоянном практическом изучении приёмов графического искусства прошлого.
Своё лицо
Как живописец Николай Пластов, безусловно, принадлежал к той плеяде московской школы, которая наряду с живописцами сурового стиля определяла лицо отечественного искусства 1960–1980-х годов (Э. Браговский, А. Папикян, А. и С. Тутуновы, И. Шевандронова, И. Сорокин, В. Чулович, А. Макаров, Е. Леонова, В. Сидоров). Его зрелые живописные работы отличаются осознанным уходом от случайных подробностей натуры в сторону усиления цветового воздействия, стремлением к утрированной, максимально выразительной по рисунку форме. Густые, насыщенные цвета, звучность в соединении близких по тону красок, глубокие прозрачные тона, создающие словно живую, дышащую поверхность, движения кисти, ясно выражающие авторскую волю, несомненно, знаменовали свободу и утверждение собственного живописного лица.



Золотой фонд искусства
Николай Аркадьевич Пластов был выдающимся общественным и культурным деятелем. В разные годы он занимал руководящие посты в Союзе художников РСФСР и СССР, был председателем закупочной комиссии, избирался членом практически всех выставочных комитетов. Во многом благодаря ему лучшие произведения самых различных направлений были закуплены у авторов и составили золотой музейный фонд нашего изобразительного искусства. Вместе с Павлом Кориным, Леонидом Леоновым, Ильёй Глазуновым, Борисом Рыбаковым, Георгием Свиридовым, Борисом Пиотровским он стоял у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, был членом президиума общества. Стараниями русской творческой и научной интеллигенции были спасены, восстановлены и научно реставрированы десятки исторический зданий и храмов, среди которых были Казанский собор на Красной площади, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.


В Прислонихе по его настоянию был восстановлен и открыт к служению храм Богоявления Господня, построенный в своё время его прадедом Г. Г. Пластовым. Он многое сделал для сохранения и систематизации творческого наследия отца, им были организованы две грандиозные выставки в центральных выставочных залах Москвы (1976 г.) и Санкт-Петербурга (1978 г.).
