Примерное время чтения: 10 минут
1717

Николай Пластов: пять поколений Пластовых строили и возрождали храм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ - Ульяновск 5 31/01/2018

Сегодня, 31 января, исполнилось 125 лет со дня рождения народного художника СССР Аркадия Пластова.

Какое значение и какую роль для семьи Пластовых играет Богоявленский храм, рассказывает внук Аркадия Александровича – Николай Пластов.

По приказу секретаря обкома

В. Толстой: Николай Николаевич, 20 января в восстановленном после пожара храме в Прислонихе состоялось первое богослужение. Что для вас лично означал и означает этот храм?

Н. Пластов: Сколько помню себя – столько же помню эту церковь. Из воспоминаний детства порой всплывает страшный остов, пахнущий химикатами. Там был склад, где хранилось травленое зерно, но это здание, к тому времени утратившее изначальный образ, притягивало к себе некой загадочностью. От него веяло историей – не слишком дальней, но тогда казавшейся мне седой стариной. И ощущение это стало намного острее, когда я узнал, что эта церковь имеет прямое отношение к нашему роду – её проектировал, строил, расписывал стены, писал иконы Григорий Гаврилович Пластов, дед моего деда… Некоторые иконы его работы и сейчас хранятся у меня дома.

 
Николай Пластов Богоявленский храм до первого восстановления. Конец 80-х
Богоявленский храм до первого восстановления. Конец 80-х. Фото: Из личного архива Николая Пластова

– Как удалось добиться восстановления церкви ещё в советские времена?

– Не могу не помянуть добрым словом Геннадия Васильевича Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома КПСС. Благодаря ему неожиданно легко и быстро решился вопрос, который не мог сдвинуться с мёртвой точки многие годы. Он сам спросил моего отца, Николая Аркадьевича, что, по его мнению, следует сделать для увековечения памяти Аркадия Пластова. И одним из первых пунктов он предложил именно восстановление храма – наряду с созданием мемориальной зоны и музея, строительством дороги и всей остальной инфраструктуры. Это был тот самый переломный момент, после которого Средневолжский филиал института Спецпроектреставрация под руководством Юрия Васильевича Козлова приступил к проведению замеров и созданию проекта, руководствуясь рисунками и живописными полотнами моего деда. Именно по ним удалось воспроизвести изначальные пропорции храма и архитектурные детали.

Досье
Николай Пластов. Родился в 1956 г. Заслуженный художник РФ, дипломант Российской академии художеств. В 1973–1979 гг. учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. С 1982 года – член Союза художников СССР, Союза художников России, Московского союза художников. Участник всесоюзных, всероссийских, московских и региональных выставок с 1978 года. Работы хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Когда в начале 90-х годов восстановление церкви завершилось, это была величайшая радость и для меня, и для односельчан, и для всех, кому дорога память о выдающемся земляке.

– Значит, заботу о восстановлении взяло на себя государство?

– Не только. Позднее Николай Аркадьевич и настоятель церкви отец Владимир вместе продумывали установку иконостаса. На старых стенах нашли гнёзда, на которых он крепился, сделали замеры, восстановили изначальную структуру, по эскизам отца готовили иконы. Ещё до полного восстановления убранства церкви там начались и службы. Отец Владимир и сам всё время брался за кисть – писал святые лики, покрывал благородной морилкой иконостас, полы и стены, а наш давний друг, художник из Сурского Александр Степанович Гордеев, своими руками по чертежам моего отца сделал предметы церковного обихода. Отец же сам изготовил навершия над царскими вратами и несколько других резных элементов убранства. Эта церковь была центром творческого и душевного единения нескольких поколений…

Когда подъезжаешь к Прислонихе, церковь – первое, что бросается в глаза. 4 февраля 2016 г.
Когда подъезжаешь к Прислонихе, церковь – первое, что бросается в глаза. 4 февраля 2016 г. Фото: АиФ/ Алексей Балаев

Рукотворная трагедия

– Вероятно, трудно было поверить, что все плоды трудов погибли в одночасье?

– То, что произошло в мае 2016 года, просто не укладывается в голове. В эту страшную ночь я был в Прислонихе. Я даже сделал несколько десятков снимков и самого пожара, и пепелища. Считаю, что в памяти потомков должны остаться не только радостные, но и самые горестные моменты истории. Очень больно было видеть, как храм, который ещё стоит, ещё сохраняет свою архитектуру, объят огнём, а ты не можешь ничего сделать, не можешь это остановить. Вот брёвна становятся тоньше, вот между ними начинает пробиваться пламя, вот рухнул купол… Не дай Бог никому такое видеть. Не стало нашей святыни. Это всё равно, что видеть близкого тебе трагически погибающего человека, не имея ни малейшей возможности его спасти.

– Но воссоздать храм оказалось возможно…

– Уже на следующий день приехало много людей, в том числе и высокое начальство. И многие высказывали мнение, что восстановить потерю не удастся. Но губернатор Сергей Иванович Морозов заявил, что нет ничего невозможного и приступать к воссозданию храма надо немедленно. Низкий ему поклон за эту решимость. И вот – прошло всего полтора года, и церковь опять стоит перед нами. Первой моей задачей было добиться того, чтобы храм был восстановлен в изначальном архитектурном облике, а второй – восстановление иконостаса в том виде, в каком его в своё время задумал отец.

– Сохранились эскизы?

– Да! На больших листах бумаги сохранились его рисунки карандашом и углём. Но в данном случае невозможно было успеть сделать всё за такой короткий срок – традиционная иконопись требует долгой кропотливой работы. Нам помогли Кирилло-Белозёрский монастырь, Третьяковская галерея, один из сайтов, где размещены многочисленные древнерусские иконы в хорошем разрешении, пригодном для качественной печати. Плоттер (устройство для печати графической информации на широкоформатном носителе, – ред.) у меня есть свой, так что большую часть я напечатал. Только для пророческого чина не нашлось подходящего исходного материала, так что ряд изображений пришлось заказать в Софрино.

– А писать иконы вы сами будете?

– Сначала нужно дождаться, пока дерево придёт в нужную кондицию. А потом по мере готовности будем заменять печатные иконы на живописные. Это займёт несколько лет. А кто писать будет – это уж как Бог даст. И сам, и студенты академий имени Строганова, Глазунова, художественного института имени Сурикова. Я провел встречи по этому поводу. Главное – чтобы был тот, кто направляет эту работу, добивается единства стиля. И за основу будут взяты эскизы моего отца, потому что его решение мне представляется глубоко продуманным, полностью соответствующим идеям православия.

Главное – чтобы службы велись

– Сам внешний облик восстановленной церкви полностью соответствует историческому образу?

Святое место. 20 января 2018 г.
Святое место. 20 января 2018 г. Фото: АиФ/ Ольга Котельникова

– Я не смог убедить строителей и архитекторов сохранить изначальную форму куполов – раньше они были гранёные, а теперь сделали круглые. В остальном архитектурные особенности сохранены. Так что здание снова служит селу смысловым центром, радует его жителей и туристов. А в вопрос о том, кому оно будет принадлежать, я не вмешиваюсь. Сейчас проблема в том, что приход может просто не потянуть оплату того же отопления, прочих коммунальных услуг, работу сторожей, которые, как показали недавние трагические события, необходимы. Сейчас, к сожалению, в сельских приходах не так много прихожан, чтобы они могли самостоятельно обеспечивать все нужды храма. Нужно, вероятно, какое-то партнёрство общества и государственных учреждений, поскольку церковь Богоявления Господня – не только храм, но и объект культурного наследия. Уверен в одном – службы там будут проходить обязательно.

– Кстати, несколько лет назад Прислонихе был торжественно присвоен статус достопримечательного места. После этого что-то изменилось?

– К сожалению, пока принципиально не изменилось ничего. Да и статус этот, насколько я знаю, пока официально не закреплён. Я, по крайней мере, не видел документа, который это подтверждал бы окончательно – со всеми юридическими нюансами. Но я надеюсь, что процесс идёт, и Шарпудин Маулиевич Хаутиев, руководитель областного управления по культурному наследию, этим занимается. И я ему очень благодарен за то, что этот вопрос вообще был поднят. И я понимаю, что результат не всегда появляется сразу, на что-то требуется время… Большинства людей, которые жили во времена Аркадия Пластова, уже нет, и сейчас важно, чтобы сохранилось то пространство, в котором они когда-то жили, которое вдохновляло на творчество и моего деда. Радует уже то, что хотя бы поля в окрестностях Прислонихи начали обрабатываться, а то было время, когда всё заросло трёхметровым бурьяном.

– Как вы планируете отметить юбилей деда?

– Намерен посетить Рахманиновский зал Московской консерватории, где 31 января откроется выставка работ деда на темы православия, будут исполняться духовные песнопения современных ему композиторов, звучать музыка Рахманинова. В тот же день в Прислонихе откроется выставка «Путь к храму», где будут выставлены полотна Аркадия Александровича, на которых изображена наша церковь – либо крупным планом, либо вдали, а также снимки, которые когда-то делал мой отец. В Ульяновске в музее Аркадия Пластова состоится открытие выставки «Аркадий Пластов. Портреты художников» из собрания семьи художника. Быть одновременно везде, к сожалению, не получится.

Когда верстался номер,
стало известно, что на 86 году жизни после продолжительной болезни скончалась мама Николая Пластова – художница Елена Николаевна Холодилина. «АиФ» выражает искренние соболезнования родным и близким. Светлая память!

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах