Своими взглядами на жизнь, профессию и дорогу делится единственная в городе женщина – инспектор дорожно-патрульной службы отдельного батальона ДПС, майор полиции Лариса Воронцова.
Блондинка-профессионал
С. Юрьев: - Лариса Петровна, вы начали службу в правоохранительных органах с кабинетной работы, а потом «вышли на дорогу». Что послужило поводом?
Л. Воронцова: - Я просто предпочитаю больше работать с людьми и поменьше с бумажками. Инспектор не только фиксирует нарушение и определяет степень вины. Мы ведь ещё разъясняем и помогаем людям.
- Но ведь те, с кем вам приходится иметь дело, либо что-то нарушили, либо оказались в неприятной ситуации. Это стресс и для них, и для инспектора. Не трудно ли женщине постоянно оказываться в подобной ситуации?
- Сложился такой стереотип, что инспектор ДПС только мужская профессия. Чтобы меня признали профессионалом, мне порой приходится доказывать, что я знаю и умею больше мужчин. Далось мне это не без труда, поскольку по душевному складу я «блондинка». Есть женщины с мужским характером, но я к их числу не отношусь. Так что, некоторые вещи, например, правила дорожного движения, просто приходится учить буквально наизусть – вплоть до знания прецедентов сложных и неоднозначных ситуаций.
- Помните свой первый рабочий день?
- Когда я первый раз вышла на дежурство, мне казалось, что все машины сливаются в один непрерывный поток, и я стою на берегу «реки». Но коллеги-мужчины отнеслись ко мне с большим пониманием, обращали моё внимание на детали, практически, пальцем указывали на машины, которые перестраиваются, не включив поворотника, или где водитель не пристегнулся ремнём. Первые дни я приходила домой и буквально плакала, не могла понять, как можно заметить нарушение… А служба в ГАИ считалась одной из самых престижных в правоохранительных органах, и проблем мс кадрами не было, туда принимали лучших сотрудников. А тут блондинка тридцати с лишним лет… Но потом нашла в себе силы доказать и себе и мужчинам, что нахожусь на своём месте.
- В Ростове в 2007 году создали целый женский взвод инспекторов ДПС, а в 2011 уже расформировали. У нас в области аналогичные попытки были?
- В Димитровграде лет пять назад была попытка, но через некоторое время все девушки почему-то ушли в декретный отпуск и оттуда уже на работу не вернулись. Слышала, что в Новоспасском районе есть девушка-инспектор, а в Ульяновске я пока одна… Но работаю я вовсе не затем, чтобы доказать, будто инспектор ДПС – не исключительно мужская профессия. Просто на определённом этапе поняла, что мне это дело нравится.
Напарники в деле
- Как вы думаете, с точки зрения нарушителей дорожного движения есть разница в отношении к инспектору-мужчине и инспектору-женщине?
- Когда я начинала работать, даже женщин-водителей было не так много, как сейчас. Так что, часто приходилось сталкиваться с непониманием с их стороны. Но если подробно и аргументированно объяснить, в чём состоит нарушение, с полным цитированием пункта правил дорожного движения, то водителю и возразить-то нечего. Сегодня многие водители уже привыкли к тому, что им приходится иметь дело со мной, и никаких конфликтов практически не возникает. Иногда восточные мужчины за рулём не воспринимают женщину всерьёз и как представителя власти. Но мы работаем экипажами, и всегда есть возможность перенаправить их к инспектору-мужчине. Напарник повторяет ему то же самое мужским голосом, и все вопросы снимаются.
- Все ли нарушения одинаково наказуемы?
- Определённую роль играют обстоятельства. Если человек везёт в роддом жену, у которой начались схватки, и при этом превысил скорость, то понятно, что жизнь и здоровье человека важнее, чем формальная сторона дела.
- А как вы относитесь к самому факту разделения профессий на женские и мужские?
- Каждый человек имеет право выбирать профессию, которая ему по душе. И вопрос здесь не в половой принадлежности, а в том, как он способен выполнять свою работу, может ли он довести до совершенства то, что он делает.
- Сегодня значительную часть работы инспекторов взяли на себя системы видеонаблюдения. Нет ощущения, что они как-то соперничают с вами?
- Электроника на дороге нас только радует. При ДТП записи с места происшествия определённое время хранятся, и это даёт возможность увидеть, что на самом деле случилось. К тому же, камеры дисциплинируют водителей, снижают риск несчастий на дорогах. Сегодня инспекторы выезжают не на все ДТП, а лишь на те, где есть пострадавшие или машинам нанесён серьёзный ущерб. Да и не все водители могут грамотно нарисовать схему. И в спорных ситуациях часто помогают именно камеры.
Будь ты хоть мэр, хоть министр…
- Вы сказали, что в последние годы возросло количество женщин за рулём. И анекдотов прибавилось на эту тему. С вашей точки зрения, есть принципиальная разница между водителем по половому признаку?
- Конечно, есть. В девяноста пяти процентах случаев, я могу определить, кто за рулём, даже не заглядывая в салон автомобиля. Дамочки часто ездят хорошо, аккуратно, но по-женски. В «зоне особого риска» женщины, которые когда-то давно получили водительское удостоверение, а за руль сели недавно и уже в солидном возрасте. Они едут, «как в танке» со скоростью сорок километров в час, создавая проблемы уже тем, что сами боятся ехать, и остальные участники движения их опасаются. Таких прецедентов не очень много, но место в статистике ДТП они занимают значительное.
- Ранжируете ли вы нарушителей в зависимости от его социального статуса, положения в обществе?
- Нет, конечно. В прошлом году я, например, оформила два нарушения, совершённые высокопоставленными чиновниками – одним из мэрии Ульяновска, другого из областного правительства. Остановила за незначительное нарушение мужчину на красивой дорогой машине, и оказывается, что он ещё и документы забыл. И смотрит на меня, как будто думает, что все его должны знать в лицо… И что? Вот недавно в Чечне был случай, когда Кадырова оштрафовали за то, что дочку вёз без кресла безопасности. И тут же штраф по протоколу на пятьсот рублей оформили. А наш областной чиновник ездил с просроченными правами. И ему пришлось вызвать водителя, который был вписан в страховку.
- А если нарушитель дорожного движения дарит вам букет цветов, это расценивается как попытка дать взятку?
- Цветы дарили. Причём не нарушители. Просто подъезжали люди и дарили цветы. Но чаще всего в сезон дарят яблоки. Едет, например, какой-нибудь дедушка с дачного участка с ящиком яблок, а у него, подфарник не горит. И останавливаешь его не затем, чтобы наказать, а затем, чтобы предупредить об этом. И дарят яблоки, на Пасху – яйца и куличи. А цветы… Однажды остановила водителя, машину которого подозрительно болтало из стороны в сторону. Посмотрела на него и почувствовала, что человек явно не в себе. Оказалось, что его отцу делают сложную операцию, и он по этому поводу сильно нервничает. Я ему объяснила, что исход операции от него не зависит, а ему надо просто посидеть, успокоиться и только потом ехать дальше. Он подъехал ко мне через несколько дней, сообщил, что с его отцом всё в порядке, и подарил мне букет цветов.
- А как домочадцы относятся к работе жены и матери?
- У меня муж-инженер и две дочери – одной двадцать пять лет, а другой - одиннадцать. С одной стороны, им наверняка хотелось бы проводить побольше времени со мной, а с другой – они по-своему гордятся мной и всегда поддерживают. Что касается мужа, то его терпение просто не знает границ. А младшая дочь вообще подумывает о том, чтобы пойти работать в полицию.
- Как вы планируете встретить 8 Марта?
- Скорее всего, на работе. Но если коллеги предложат устроить мне выходной, то я бы не стала отказываться…