31 августа исполняется год с того дня, когда не стало Бориса Склярука, прекрасного живописца и графика, доброго, общительного и весёлого человека, друга нашей газеты. 25 августа в Квартире-музее семьи Ульяновых открылась выставка работ Бориса Николаевича «Жизнь в искусстве». А перед этим дочь мастера, Наталья Склярук, поделилась воспоминаниями об отце.
В гонке за дефицитом не участвовал
С. Юрьев: Наталья Борисовна, вашего отца многие знали как прекрасного художника и замечательного товарища. А каким он был в семье, в быту?
Н. Склярук: Папа был человеком совершенно неприхотливым, и бытовая сторона жизни занимала его в очень малой степени. Не было в нём никакой тяги к роскоши или накопительству, и даже в лучшие времена наша семья жила довольно скромно. Даже когда ему в 1986 году предложили новую квартиру, он пытался от неё отказаться, ссылаясь на то, что многие коллеги живут в гораздо худших условиях. Согласился только под давлением остальных членов семьи. Он, конечно, любил вкусно поесть, но и по этому поводу с его стороны никогда не возникало вопросов. В последние годы я жила с ним в одной квартире, и готовила завтраки, обеды и ужины. Так, претензия у него была только одна: «Наташа, ты слишком много готовишь, мне столько не съесть…». Единственное, на что он денег не жалел – так это на книги. В эпоху «советского дефицита», когда все «гонялись» за коврами, за хрусталём и прочими «символами благополучия», он в этой гонке категорически не участвовал.
- Конфеты «Птичье молоко», чёрная икра, лосось в банках…
- Да, всё это как-то проходило мимо нас. В конце 70-х годов один наш знакомый из Димитровграда отказался от покупки немецкого мебельного гарнитура и предложил его нам. Так ехать за ним пришлось мне с мамой, а папу пришлось ещё и уговаривать сделать такое приобретение. Мебель, кстати, очень хорошая и служит до сих пор. И соседи приходили к нам, можно сказать, на экскурсию – любоваться таким вот мебельным чудом.
- Предпочитали мебелью любоваться, а не на картины смотреть?
- Это что?! Когда в доме появился цветной телевизор, к нам начали приходить, как в кинотеатр. Но сам он за вещами не гонялся, хотя мама его за это временами порицала. Он же часто ездил в Москву, но покупал там не колбасу, не какие-то дефицитные деликатесы, а бородинский хлеб, который, кстати, тогда нигде, кроме столицы, свободно не продавался… Он посещал музеи, выставки, слишком дорожил своим временем, чтобы стоять в очередях «за какими-то там башмаками».
- Я не знаю, откуда что бралось, но не скажу, что мы впали в какую-то бедность. Не всегда было понятно, откуда деньги берутся, но он даже помогал многочисленным родственниками – и близким, и дальним. Он вообще вёл себя, как Дон Кихот, и мог отдать последнее тому, кто в этом нуждался.
- Он рассказывал, что к нему в мастерскую как-то явились два чиновника из областного правительства, сказали, будто губернатор собирается посетить Северную Осетию, и ему нужна картина для подарка осетинам. Пообещали заплатить потом, но так и не заплатили. Не знаете, чем закончилась эта история?
- Тем и закончилась, что так и не заплатили. Не думаю, что губернатор лично таким образом сэкономил бюджетные средства. Скорее всего, его подручные постарались.
Судьба наследия
- Борис Николаевич оставил огромное количество работ. Настолько огромное, что сохранить для потомков его творческое наследие будет непросто. Есть мысли, как это сделать?
- Проблема была в том, что после его смерти нам поставили условие в течение месяца освободить мастерскую в Доме художника. А большинство работ там и хранилось. Мы просто хватались за голову, не зная, что делать. Практически всю его библиотеку передали в Карсунскую школу искусств. А картины… Самым ужасным было то, что, казалось, они не были никому нужны. Даже местное отделение Союза художников не взялось решать эту проблему. Решение подсказал скульптор Дмитрий Потапов, предложив обратиться в дирекцию Ленинского мемориала. И мы ему за это очень благодарны, поскольку идея оказалась верной. У нас готовы были забрать всё – до последнего гвоздика. Всё, конечно, мы не отдали, поскольку нашим детям, внукам и правнукам должна остаться какая-то память, и часть работ осталась в комнате, где он когда-то жил. Там сейчас «запасник» семейного музея. Но самая большая коллекция работ теперь в фондах Ленинского мемориала.
- А что-то продать не пытались?
- Пытались ещё при жизни отца, но без особого успеха. Выставляли на разных специализированных интернет-платформах, но оказалось, что люди готовы платить сущие копейки – цену, которая даже не окупила бы стоимости красок и холстов.
- И он об этом прекрасно знал! Но даже в последние месяцы жизни большую часть времени проводил в мастерской, продолжал работать. Почему? Он как-то это объяснял?
- Говорил, что просто не может остановиться. Настоящий художник работает не на публику. Настоящий художник работает для себя. Он делал то, что требовала его душа. Он иногда ставил вопрос так: что вы станете со всем этим делать, когда меня не станет? Но мы старались в эту тему не углубляться, и его старались от таких мыслей отвлечь. Но он очень переживал за будущее своих работ. Ведь каждая из них – воспоминания, переживания, стремление что-то кому-то сказать.
- А кто-то пытался заняться изучением его наследия? Краеведы, например. В Ульяновске их немало.
Живым места мало?
- Если следовать такой логике, то Эрмитаж пора закрывать. Там же работы одних только покойников…
- Да и вообще следует попрятать по запасникам все шедевры, всю классику мировой живописи – ведь большинства авторов давно нет в живых – ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Рафаэля, ни даже самого Аркадия Пластова… Слава Богу, не все следуют такой логике. Обратились ещё и непосредственно к Николаю Викторовичу Чернову, председателю Ульяновского регионального отделения Союза художников России, и тот возражать не стал. Так что, шанс есть… Беда в том, что многие прекрасные художники уже забыты. Кто сейчас помнит, например, Ивана Николаевича и Лидию Васильевну Франго? А ведь папа считал их своими учителями, и мы с ними дружили семьями.
- Да. Тут живым места мало. Кстати, а кто из потомков Бориса Николаевича в наибольшей степени унаследовал его талант?
- Его правнучка и моя внучка Валерия Ильинична посещает кружок рисования и делает большие успехи. Для неё сберегли из папиных запасов много бумаги для акварели. Очень хорошей бумаги. И акварелей. И пастельных мелков… К сожалению, масляные краски долго не хранятся, и всё, что осталось, роздали художникам. А всё оборудование для работы с гравюрой передали в Карсунскую школу искусств. Он со школой дружил, участвовал во всех их пленэрах и мероприятиях.
- А холсты?
- А холстов практически не осталось. Все они стали картинами.
- В 2020 году был издан альбом живописи и графики Склярука. Дело по нашим временам очень непростое, и, слава Богу, он успел его увидеть при жизни. Как удалось выпустить такое издание?
- Он долго его готовил, тщательно подбирал материалы, и даже сам делал вёрстку. А как удалось? Совпало несколько обстоятельств. В общем, повезло. А ещё - терпенье и труд. У него вообще всё получалось, за что бы он ни брался. Он даже мебель делал собственными руками – шкафчики, книжные полки. Кресло с гнутой спинкой, которое стояло в мастерской – тоже его работа. Сохранилась рубашка, которую папа сшил, будучи студентом театрально-художественного училища, и расписал её в стиле древних наскальных рисунков. И Ольга, моя старшая сестра, её носила, и я. А теперь и моя внучка её примеряет. Это вещь, которая не может выйти из моды.
- Понятно, что любое художественное творчество было его главной страстью. А что он ещё любил?
- Путешествовать! Страсть к путешествиям он и мне привил. В детстве он меня почти всегда брал с собой. Бывало, какую-то часть лета мы проводили в марийской тайге – с палатками, с кострами, с рыбной ловлей, сбором лесных ягод…
- А матушка ваша в этом участвовала?
- Нет. Мама, Мария Ивановна, была домоседкой, истинной хранительницей домашнего очага. Для неё не было более важного дела, чем всех накормить, обо всех позаботиться. Но мы с сестрой в папу пошли. Я – особенно… Он вообще называл меня лягушкой-путешественницей. И сейчас часто путешествую. Недавно была в Великом Новгороде, Пскове, Изборске, Печоре, Питере, Выборге… И часто ловила себя на мысли: вот вернусь и всё папе расскажу. И только потом до меня доходило, что его уже нет. Никак не привыкну. Всё-таки есть какая-то связь между близкими людьми. Как-то, около двадцати лет назад, он ездил на Байкал и попал на яхте в шторм, а мне как раз в тот момент стало очень тревожно. Почему – выяснилось потом, когда он вернулся.