Хотелось чего-то еще
- о. Алексий, вы с детства воспитывались в вере или пришли к ней позже?
- Я родился в не очень религиозной семье. Отец не был крещен, крестился намного позже, когда я уже стал священнослужителем. Мама была на тот момент человеком, скорее, более сочувствующим, чем верующим. Я пришел к крещению в отроческие годы, и это было мое самостоятельное решение. Но несмотря на отсутствие особенной религиозности в семье, вопросам нравственности уделялось достойное внимание, и мой выбор родителями был поддержан.
- С тех самых пор вы последовательно и целенаправленно шли к служению Богу и Церкви. А каким образом стали журналистом, газетчиком?
- В 2002 году, будучи дьяконом, я испытывал глубокое желание делать что-то еще. Живу на Севере, и поскольку от дома до храма на улице Шолмова достаточно далеко, маршруток не было, ездил на трамвае – полтора часа на дорогу. Поэтому оставался в течение дня, между богослужениями, в храме. Это время хотелось с пользой реализовать. Подошел к настоятелю храма, ныне покойному протоиерею Георгию Халимонову и выразил желание открыть при приходе воскресную школу и катехизаторский православный лекторий для взрослых. Получил благословение и полностью погрузился в епархиальные послушания.
В 2002 году, когда встала кадровая проблема в редакции епархиальной газеты «Православный Симбирск», о. Георгий рекомендовал меня ее учредителю - владыке Проклу на место главного редактора.
- Что вам дала работа в газете?
- Жизнь стала делиться на двухнедельные интервалы выхода газеты. Это было очень интересно. На этой новой стезе я мог реализоваться, говорить и быть услышанным, реализовать какие-то свои мысли. При помощи и благословением архиепископа Прокла, при участии священнослужителей газета стала тем, чем является сейчас. Это цветное издание со своей историей, со своим сложившимся читателем. Парадоксально, но в коллективе редакции нет профессиональных журналистов, редакторов, верстальщиков. Это люди, которых Господь в разное время привел в газету. Для меня это целый этап моей жизни, который продолжается до сих пор.
- Священник служит в храме, произносит проповеди для прихожан. Вы же «по работе» плотно соприкасаетесь с внецерковной жизнью. Насколько это совместимо?
- А моя должность – она предусматривает выход за церковную ограду. Приходские образовательные проекты – работа с теми, кто уже пришел в церковную ограду. Газета – она предполагает уже и общение со светской аудиторией. В течение двух лет я возглавлял епархиальный отдел по работе с молодежью.
Так случилось, что мне пришлось быть инициатором создания первого в нашем городе православного молодежного клуба. Это уже работа миссионерская, подразумевающая некую полемику. Это общение не только с православными, но и с людьми неверующими, представителями иных религиозных конфессий.
Для всех быть всем
- Что делать с молодежной культурой: нарочито игнорировать или все же искать во всем этом субкультурном массиве какие-то духовные «опорные точки»? Должен ли священник говорить со светской молодежью на ее языке?
- Можно или нельзя? Да, конечно, можно и нужно. Апостол Павел писал о себе: «Для всех я был всем, чтобы приобрести по крайней мере некоторых». Да, в какой-то степени священник не должен ограничиваться произнесением проповедей с амвона для людей, которые и так уже в Церкви. Он должен выходить за церковную ограду, нести Слово Божие людям, пытаться достучаться до каждого человека.
Сейчас православные священники становятся миссионерами в формально православной стране. Мы вынуждены объяснять основы православия внуку или внучке той бабушки, которая в белом платочке вставала на пути комсомольских бульдозеров.
Повышается ценз к священнику
- Отношение к вере и Церкви в последнее время изменилось. Вы это чувствуете?
- Если даже оставить в стороне тему развернутой антицерковной кампании, которую мы наблюдаем в последнее время… Да, отношение изменилось. В 90-е годы у Церкви был огромный репутационный капитал, она ассоциировалась с пострадавшей стороной. Священник был хорош уже тем, что он священник.
Сейчас люди получили доступ к большому массиву информации. Можно получить все, начиная от Священного Писания, до огромной библиотеки святых отцов, любые проповеди… Повышается и некий ценз по отношению к священнику со стороны прихожан. Он должен быть богословом, историком, разбираться в науке, в культуре, в искусстве. Иначе он не будет соответствовать уровню своей аудитории. В противном случае, роль священника, принятие людьми Слова Божия, успех донесения евангельской проповеди до людей сведутся к нулю.
Если это культура
- Вернемся к теме молодежной культуры… Должен ли священник ориентироваться и в ней?
- Культура, любая, может быть воспринята, переосмыслена и использована для миссионерских целей с одной оговорочкой – если это культура. Сейчас культурой или «субкультурой» порой называют вещи, не имеющие отношения к культуре, течения асоциальной и антикультурной направленности.
- Недавно один из ульяновских писателей объявил рок-музыку бесовством… Он прав или есть все же рок «плохой» и «хороший»?
- Как одно из направлений музыки, да равно, как и любой вид искусства – он может быть инструментом для миссии, для проповеди. Но может стать и тем якорем, который в какой-то момент помешает человеку в Церковь войти. Важно понять, что и на каком этапе воцерковления человеку нужно. Хорошо, если для новообращенного человека какие-то призывы лидеров рок-движения, обращающихся к Православной Церкви, помогут совершить первый робкий шаг в открытые двери храма. Но для человека, узнавшего о Христе, сердцем услышавшего дивную красоту (красоту – во всех смыслах этого слова) богослужения, увидевшего многообразие и красоту духовной жизни… Для него увлечение рок-музыкой, конечно же, будет шагом назад.
Очень важный момент, который нужно учитывать и самому миссионеру: пытаясь достучаться до каждого, мы не должны вульгаризировать православную веру. Иногда проповедник может выйти к публике и на рок-концерте. Не делая из этого общего правила, конечно… Это не значит, что всю проповедь нужно сводить к некоему симбиозу рока и православия. Нельзя низводить Церковь, ее учение, ее богословие до уровня понимания обывателя. Наоборот, мы должны мировоззрение, миропонимание человека подтягивать до уровня понимания реалий духовной жизни.
Справка «АиФ»:
Селезнев Алексей Михайлович родился 3 июня 1980 г. в Ульяновске в семье служащих. В 1997 году окончил среднюю общеобразовательную школу № 50. В 1997 году поступил на очное отделение Самарской духовной семинарии, которую закончил с отличием в 2001 году. 28 августа 2000 года Архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом рукоположен в сан диакона, с 1 ноября того же года назначен штатным клириком Благовещенского храма г. Ульяновска. 23 ноября 2003 года Архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом рукоположен в сан священника, оставлен штатным клириком Благовещенского храма г. Ульяновска. 3 июня 2002 года назначен главным редактором газеты «Православный Симбирск». 2005-2007 гг. – председатель епархиального отдела по работе с молодежью. В 2009 году поступил в Ульяновский Государственный Университет на отделение экстерната и бакалавриата на специальность «Юриспруденция», с 2010 года студент заочного отделения Международного славянского института по специальности «Юриспруденция». В 2010 году Архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом назначен настоятелем Благовещенского храма г. Ульяновска. 28 августа 2010 года возведен в сан протоиерея. В 2011 году поступил в Украинскую Ужгородскую Богословскую академию имени святых Кирилла и Мефодия. В 2011 году по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла назначен пресс-секретарем (руководителем пресс-службы) Симбирской и Мелекесской епархии.
В 2007 году за отличие в патриотической деятельности награжден Медалью «Патриот России» Правительством Российской Федерации.