Кино – та же конструкция
Т. Захарычева: Владимир, почему вы решили снимать свой фильм именно в Ульяновске?
В. Потапов: Ульяновск – мой родной город. Здесь у меня есть друзья, единомышленники, люди, которые меня поддерживают. Ведь картина снималась практически без бюджета. Все в группе работали бесплатно, за идею… Мы нашли таких актёров, которые поняли, зачем нужно снимать это кино.
- Вы окончили Ульяновский политехнический институт, получили специальность инженера, а в 33 года уехали в Москву учиться делать серьезное кино. Почему вдруг?
- Ну, во-первых, совсем не «вдруг». Меня всегда интересовало творчество. С детства ходил во Дворец пионеров во все кружки. А инженером стал, в общем-то, случайно. Но техническое образование и конструкторское мышление помогли мне стать режиссёром, ведь кино - это тоже конструкция, в которой всё до мельчайших деталей просчитано, строится по определенным законам. Например, редакторы, отбирая сценарий, открывают его на определенной странице, где должен быть первый поворотный момент. Если его нет, сценарий откладывают в сторону.
До того, как уехать в Москву, я довольно много снимал в Ульяновске: мы делали небольшие игровые фильмы в УлГУ, в Техническом университете. А потом, знаете, я просто дошёл до уровня своей некомпетентности, есть такой «принцип Питера». Понял, что снимать более серьезное кино не могу, не хватает знаний. И тогда я поехал в Москву. Работал и учился. Был и администратором, и заместителем директора площадки, и ассистентом по реквизиту, и вторым режиссером...
- У вас к тому времени уже была семья, ребёнок, ответственность за близких. А что было в Москве? Вас там хотя бы ждали?
- Да ничего не было, кроме поддержки семьи. Не вижу ничего удивительного в своём поступке. Любой человек в любом возрасте может достигнуть, чего хочет. Конечно, если он будет что-то делать, а не только говорить. Для этого «надо только наклонить тело и поднять ногу» - есть такая восточная мудрость. То есть надо просто начать движение вперёд. Я убежден, что следует заниматься только любимым делом. Иначе для чего мы живем? Чтобы ходить на нелюбимую работу, пахать и говорить о том, какой у тебя плохой начальник и как он неправильно платит тебе деньги? Если тебя что-то не устраивает в работе, надо её бросать и искать другую, на которой будет легко, которую полюбишь.
- Это ваше личное убеждение? Просто такие вещи прокачивают на разных тренингах по достижению успеха...
- Конечно, это личное убеждение. Я вообще не люблю, когда мозгами пытаются управлять. Не выношу, когда навязывают мировоззрение. Человек должен сам понять, что для него в жизни главное.
Я и сейчас продолжаю учиться, и буду учиться до конца жизни, наверное. Потому что профессия режиссера очень серьезная. Нужно владеть ремеслом, чтобы продукт, который получится в итоге, обладал хотя бы минимальным качеством.
Люди хотят комедий
- А в телевизионных программах, на ваш взгляд, часто встречается качественное кино?
- Я не смотрю телевизор. По-моему, его просто вредно смотреть. Особенно – новости и криминальные хроники. Да у меня и времени на это нет. Смотрю фильмы в кинотеатрах, в интернете…
- Фактически я задала вопрос о качестве современного российского кино. Вы изнутри знаете ситуацию: почему получают бюджет плохие картины?
- Я не люблю говорить о состоянии кинематографа. Мне кажется, что в моей профессии нужно меньше говорить и больше делать.
Сейчас стали снимать больше комедий, потому что люди устали от своих проблем. Я тоже снимаю комедии с удовольствием.
- Хорошо, тогда скажите, какой фильм вы бы не стали снимать?
- Есть темы, за которые я не взялся бы, даже если бы мне предложили хороший бюджет. Я, например, не люблю «пинать» мёртвого льва: никогда не стал бы снимать фильм, в котором перекраивалась бы история. Не люблю, когда все белогвардейцы вдруг становятся честными и благородными людьми, а красноармейцы обязательно пьяным сбродом, не люблю, когда пытаются коверкать наше представление о Великой Отечественной войне.
- Вы не снимали фильмов о Великой Отечественной войне?
- К сожалению, нет, но очень хотел бы. За эту тему нельзя браться, как за возможность заработать и отбить бюджет. Это возможность рассказать о великой трагедии, которую пережила наша страна. Я считаю, что всех людей, которые через неё прошли, нужно показывать только с положительной стороны. Не люблю, когда говорят, что на каждом шагу были предатели, которые имеют явный национальный оттенок. Не нравится, когда женщин показывают как сожительниц фашистов. От себя я всё это отсекаю. Даже если что-то такое и было, в кино это показывать безнравственно, иначе люди могут подумать, что всё это было в порядке вещей. Для меня важно, чтобы в кино наша родина, наше прошлое были показаны такими, какими я их всегда воспринимал.
Без мистики
- Ведь «Мутация» как раз о последствиях утраты нравственных, семейных ценностей, о последствиях разрыва человека с историей страны, в которой он живет? Это ваш сценарий?
- Да в этой работе я в роли сценариста, продюсера и режиссера. «Мутация» - это, прежде всего, фильм о молодёжи, в нём много мыслей, которые зритель может открывать пластами – один за другим, в зависимости от того, насколько он готов к этому. Но в картине нет социалки, она облечена в увлекательную форму, это триллер.
«Мутация» - это метафора. В наше время определенный слой молодежи – не совсем нормальные люди. Они не знают, что такое добро, вера в Бога, они циничны, жестоки. Один из героев фильма обладает способностью, о которой он не знает: люди, вступающие с ним в конфликт, умирают от сердечного приступа… Ульяновские СМИ писали, что это мистический триллер, но на самом деле тут нет никакой мистики… Не буду ничего рассказывать, но зрители поймут, о чем я говорю, когда посмотрят фильм. Сейчас картина выходит на стадию постпродакшн, как говорят американцы, то есть будет монтироваться, озвучиваться и так далее….
- Если «мутирует» молодёжь, почти дети, значит, наше общество стоит на грани катастрофы?
- Нет, я бы не стал говорить, что люди становятся хуже. Но считаю, что произошла дифференциация общества на талантливых людей и таких, которые зомбированы телевизором, порно-сайтами, которые ничем не занимаются всерьез, но считают, что умеют многое.
- А какое качество в человеке вам кажется особенно важным?
- На меня производят впечатление личности. Те, кто добиваются чего-то в жизни. Чем бы они ни занимались – бизнесом, творчеством или чем-то другим - неважно. Человек должен уметь делать что-то очень хорошо и приносить этим пользу другим людям.
Режиссёр – это…
- Свой художественный фильм «Тайна для двоих» вы тоже снимали по своему сценарию в Ульяновске и практически без бюджета. Не боялись, что зритель вас не примет, что фильм не соберёт «кассу»?
- Есть такая книга «Козлёнок в молоке» о том, как человек получил премию за пачку пустых листов. В наше время реклама может привести на премьеру фильма очень много зрителей, и сборы от показа будут большими. Но люди уйдут из кинозала разочарованными.
Я не сказал бы, что завишу от чужого мнения. Чьё-то мнение мне дорого, а чьё-то – безразлично. Мне интересно, прежде всего, творчество. Я получаю удовольствие от того, что делаю, стараюсь хорошо донести мысли сценариста до зрителя через визуальный ряд. Наверное, от чужого мнения в большей степени зависит тот, кто делает картину и думает, как за неё получить больше денег.
- Почему вы с таким пренебрежением говорите о деньгах, ведь кинопроизводство – дорогое дело?
- Для меня бюджет не имеет большого значения. Согласен, что деньги – это очень важно в нашем деле, но режиссер такой человек, который должен суметь найти выход из любой ситуации и даже снять хороший фильм без денег, как мы это делаем в Ульяновске.
- А что вы думаете о родном городе? Как он вам после столицы?
- Ульяновск замечательный город, я его люблю. Здесь очень много добрых людей, теплых, дружеских отношений. В Москве этого гораздо меньше. Там все работают…