Министр просвещения Сергей Кравцов уже объявил о том, что 1 сентября откроются школы и дети снова сядут за парты. Конечно, с соблюдением всех мер безопасности и требований Роспотребнадзора. Как мы прожили прошлый учебный год, что дал нам Закон о статусе педагога?
Наверное, слишком рано говорить об изменениях, произошедших в жизни школы с принятием нового закона. Когда-то в 1996 году с принятием ФЗ «О некоммерческих организациях» образование, наравне с медициной, было объявлено «сферой услуг». Для многих граждан эта формулировка оказалась крайне выгодной. Помню мамочку, которая на мой вопрос о том, как она контролирует выполнение домашних заданий своим ребенком, ответила: «Я вам родила, вот и воспитывайте!» Конечно, это далеко не самый страшный пример последствий отношения к образованию как к сфере услуг, однако этот пример тоже является показательным.
На мой взгляд, с нашим новым законом создан прецедент для развития творческого потенциала учителя. Очень важно, чтобы меры поддержки не ограничивались, только материальным стимулированием. Необходимо создавать условия, которые позволят педагогу осваивать новые технологии, а затем транслировать свой опыт, в том числе и в высокоскоростной Интернет. Ведь согласно Конституции РФ все граждане, не зависимо от места их проживания, имеют равное право на доступное и качественное образование. В условиях covid-19 многие проблемы образования обострились и стали более очевидными. Родители поняли, что обучать самим детей, не так уж и просто. Оказалось, что в наш информационный век большое количество людей не имеют не только стабильного Интернета, но и мобильных телефонов с выходом в Интернет. А самое главное проблема живого общения! Все-таки, оно нам так нужно!
Мои коллеги хотели бы обратить внимание на опыт Казахстана, где за оскорбление учителя введен штраф, приняты и другие меры защиты чести и достоинства педагогов. Наш региональный закон должен быть неразрывно связан с принятием закона «О роли и обязанностях родителей в воспитании ребенка».
Важно формирование среды в целом. Среды, в которой растут наши дети. «Эффект солёного огурца» - таким термином Евгений Ямбург называет «воспитание средой». По его словам, школа должна иметь организованное пространство, а не просто чистые коридоры. В своей книге «Школы и ее окрестности» он пишет о том, что учитель очень зависимая фигура, учитель, который внутренне зажат, он раб, а раб не может воспитывать свободных людей. Всем нам очень не хочется, чтобы мы опять согнули спину, чтобы опять потухли глаза, потому что педагог с потухшими глазами - это не педагог.
Наталья Гафурова, директор МОУ Русскоюрткульская средняя школа Старомайнского района