Примерное время чтения: 5 минут
299

Есть категория! Как работает ульяновский закон «О статусе педагога»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ - Ульяновск 31 29/07/2020
Людмила Заботина / АиФ

147 педагогических работников Ульяновска и области начнут учебный год в новом статусе: 112 будут именоваться педагогами-методистами, 28 – педагогами-наставниками, 7 – педагогами-исследователями. Обладатель новых почётных званий получат нагрудные знаки и право на ежемесячную прибавку к зарплате. Эти и другие нововведения в образовательную систему области продиктованы требованием регионального закона «О статусе педагогических работников».

С благословения министра

О том, что у нашего региона может появиться свой собственный закон о поддержке учителей, впервые заговорили в августе прошлого года, когда на образовательном форуме в Ульяновске проект документа представили министру просвещения РФ Ольге Васильевой (оставила пост в январе 2020 года). Министр идею поддержала, заявив, что подобный документ имеет смысл распространить и на федеральный уровень.

Месяц спустя закон был принят депутатами областного парламента. «Изюминкой» документа, вступившего в силу в январе 2020-го, стало введение трёх категорий педагогов, о которых мы упомянули в самом начале. Впрочем, 1 января никаких «наставников», «методистов» и «исследователей» в школах волшебным образом не появилось – за высокие звания учителям ещё предстояло побороться, то есть пройти конкурсный отбор. О том, что он благополучно завершён, в министерстве образования области сообщили в начале апреля. А 23 июля стало известно, что «статусных» педагогов будут отмечать специальными нагрудными знаками.

«Такой практики нет ни в одном регионе, - констатирует глава ведомства Наталья Семёнова. - С профессиональным дизайнером мы предложили несколько вариантов этого знака. Выполненный из латуни с позолотой и серебрением он выглядит очень достойно и уверенно демонстрирует статусность педагога».

Медленно, но в нужном направлении

Впрочем, дизайнерский атрибут в деле повышения статуса учителей и воспитателей – вещь не самая главная. Куда важнее то, что творится в головах детей и родителей, и какое отношение к себе со стороны общества чувствуют сами педагоги.

«Закон о статусе педагога очень нужный и своевременный, - считает директор Губернаторского лицея №101 Владимир Обласов. – Но ожидать, что эффект от его принятия будет заметен по прошествии полугода, было бы неправильно. Процесс этот медленный, постепенный, рассчитанный не на год и не на два. Но вот что я заметил: лет восемь – десять назад в педагогический университет поступали ребята далеко не с самыми высокими баллами ЕГЭ, а сегодня этот же вуз является лидером по суммарным баллам абитуриентов. Выпускники с хорошей базой знаний сознательно выбирают педагогическую профессию, а этот факт означает, что статус учителя растёт. Новый закон, я уверен, тенденцию закрепит».

К слову, в лицее, которым руководит Владимир Викторович, новые статусы были присвоены сразу пяти сотрудникам. Три учителя начальных классов и один учитель технологий успешно прошли конкурсный отбор на присвоение категории «педагог-методист», а одна из учителей математики – на категорию «педагог-наставник». Помимо доплаты и значков «статусных» педработников ждут дополнительные обязанности в рамках присвоенных категорий.

Директор Русскоюрткульской средней школы (Старомайнский район) Наталья Гафурова считает,   что благодаря законодательному новшеству статус и авторитет педагогов, действительно, будут расти.

«Этот закон напрямую  связан  с поправками в Конституцию РФ, за которые мы недавно проголосовали, - отмечает руководитель. - Получилась так, что Ульяновская область, закрепив понятие о статусе педагога на законодательном уровне, оказалась на шаг впереди. Нам нужно создавать условия, которые позволят педагогам осваивать новые технологии и с помощью них транслировать свой опыт. Для этого, в частности, необходимо, чтобы в каждой школе, в каждом населённом пункте  был высокоскоростной интернет.  А чтобы закон, действительно, заработал, необходимо принять ещё один документ - «О роли и обязанностях родителей  в  воспитании ребенка».   Хотелось  бы  обратить  внимание на опыт Казахстана, где за оскорбление учителя введен штраф и где действует целый ряд мер, направленных на защиту  чести и достоинства педагогов».

Кто поведёт за собой?

У родительского сообщества своё видение проблемы. Жительница Ульяновска Людмила Новосёлова, чья дочь-гимназистка стала победителем юниорской олимпиады Skolkovo, считает, что одна из главных проблем нынешней системы образования – отсутствие института менторства, наставничества.

«Сейчас многие говорят о наставничестве на производстве, при этом забывая, что для формирования личности и правильного воспитания ментор нужен гораздо раньше – в школе, за её пределами, во внеурочной деятельности, - говорит Людмила Новосёлова. - Это должно стать частью системы образования и воспитания – только тогда из ребёнка вырастет здоровая личность, способная двигать отечественную науку. Для этого нужны преподаватели, которые поведут за собой, научат детей получать знания и развиваться».

В общем, законодателям есть повод задуматься о создании ещё одной категории сверх-учителей. Правда, над её названием придётся поломать голову, ведь статус «педагог-наставник» уже занят – его присваивают специалистам, помогающим младшим коллегам освоить профессию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах