В России запускают кластер по развитию технологий искусственного интеллекта — «Цифровой помощник». Об этом в рамках Финансового конгресса Банка России в Санкт-Петербурге объявил заместитель президента-председателя правления ВТБ Вадим Кулик.
Создаваемый кластер сфокусируется на развитии цифровых помощников. Это сервисы на основе технологий больших языковых моделей и рекомендательных систем для решения персонализированных запросов сотрудников и клиентов. В кластере также будут проводиться исследования в области глубоких языковых моделей, с которыми тесно связано развитие цифровых помощников. С их помощью эти цифровые сервисы не только генерируют максимально релевантные ответы и решения, но и позволяют предугадывать желания пользователей, отметил топ-менеджер.
«Реализация программы «Цифровой помощник» — одно из ключевых направлений в технологической стратегии банка на ближайшие несколько лет. Создание кластера должно способствовать синергии всех имеющихся в банке технологий, компетенций и команд в сфере технологий ИИ. Мы будем стремиться к тому, чтобы в перспективе трех лет каждый наш клиент использовал как минимум одного цифрового помощника ВТБ. Мы также рассчитываем на то, что оказание банковских услуг нашими сотрудниками будет осуществляться при помощи ИИ-помощников», — подчеркнул Кулик.
Большие языковые модели способны вывести на качественно новый уровень оказание банковских услуг — повысить скорость выполнения задач, добиться большей эффективности решений, принимаемых сотрудниками банка. А использование рекомендательных систем обеспечит наилучшее понимание потребностей клиента. Сочетание этих двух элементов станет залогом максимально эффективной работы, добавил Кулик.
Согласно исследованию, 73% пользователей готовы передать управление своими финансами ИИ. Эти результаты подтверждают стратегическую важность развития направления Цифровой помощник.
В то же время, развитие глубоких языковых моделей ставит перед исследователями серьезные вызовы – проблемы «токсичности» моделей, а также так называемых «галлюцинаций» в их ответах — когда ИИ выдает пользователю вымышленный ответ: например, пользователь задает вопрос о размере выручки определенной компании или годе рождения человека, а алгоритм в качестве ответа предлагает вымышленное число, выглядящее правдоподобно с его точки зрения. Неоднозначен и вопрос соблюдения этических норм машинными алгоритмами.
«Для того, чтобы минимизировать для себя такие риски, банк совместно с ведущими университетами ведет исследования в области цифровой гуманитаристики. Это новое направление изучает гуманитарные, этические вопросы цифрой коммуникации и потенциально может помочь в поиске технологических решений тех задач, которые ставит перед нами развитие больших языковых моделей. Необходимо гармонично развивать технологии на основе общих этических приоритетов. Все эти вопросы и будут находиться в фокусе внимания нашего кластера», — резюмировал Вадим Кулик.