aif.ru counter
65

Как управлять своим бюджетом. Ульяновцев обучают финансовой грамотности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ - Ульяновск 51 18/12/2019

Каждого из нас жизнь заставляет быть и плановиком, и финансистом, и заёмщиком в банке. Как научиться бережно тратить семейный бюджет, как не оказаться в должниках и не попасться в лапы мошенников?

О том, как региональное правительство, в частности Министерство финансов, помогает разобраться обычным гражданам в хитросплетениях нынешней экономики и быть финансово грамотными пользователями, мы беседуем с министром финансов Екатериной Буцкой.

Опередили время

В. Малова: Екатерина Владимировна, 1 февраля этого года в рабочем посёлке Вешкайма Минфин открыл первый месячник налоговой помощи и финансовой грамотности. Мы об этом писали в шестом номере газеты. Как известно, такие акции проходят в регионе уже пять лет. Российская же стратегия была разработана в 2017 году. Мы что, время опередили?

Е. Буцкая: Всё верно, мы начали заниматься финансовой грамотностью населения с 2014 года по предложению губернатора Сергея Морозова. С населением, кроме специалистов регионального минфина, работают налоговики, представители Пенсионного фонда, службы судебных приставов, ГИБДД, банков и МФЦ. Акции проводились сначала в формате недель, затем переросли в месячники по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, которая рассчитана до 2023 года. На территории области в течение этого года проводились месячники налоговой помощи и финансовой грамотности в рамках одноименного ведомственного проекта.

– И каким образом они проводятся? Есть ли критерии успешности подобных мероприятий?

– Мы проводим месячник ежеквартально с выездами специалистов регионального и федерального уровня в те или иные «фокусные» районы. В этом году мы начали с Вешкаймского района, потом по-соседски переехали в Базарносызганский, затем в Радищево и в последнем квартале месяц работали в Сурском районе. Кроме того, наш регион является активным участником тематических федеральных акций.

Мы оцениваем эффективность мероприятий по двум критериям: экономический эффект в виде дополнительных поступлений в консолидированный бюджет области и охват населения.

Интересно знать!
Для взрослого населения актуальными во время Недели стали лекции на темы «Личный бюджет», «Бюджет семьи», «Управление кредитной нагрузкой», «Мошенничество и финансовая безопасность», «Цифровая финансовая грамотность», «Использование банковских карт». Для школьников и студентов были организованы конкурсы рисунков, викторины, экономические игры, а для детей младшего школьного возраста – просмотр обучающих мультфильмов.

Итоги впечатляют

– Поделитесь итогами, наверняка они у вас впечатляющие.

- В целом по итогам четырёх месячников в 2019 году экономический эффект составил 354,6 млн рублей, что почти на 40 млн больше, чем в 2018 году. Средняя результативность одной акции в 2017-м году - 69,4 млн рублей, в 2018-м – 78,7 млн рублей, в 2019 году  – 88,7 млн рублей, т.е. акции, прошедшие в текущем году, на 12,7% эффективнее по финансовому результату, чем в предыдущем году, и на 27,8% эффективнее, чем в 2017 году.

– Думаю, и второй критерий по результативности весьма значимый.

– Да, несомненно. Количество участников проводимых мероприятий увеличивается ежегодно. В 2016 году мы начинали со 154 тысяч человек, к 2019 году достигли охвата в 501 тысячу жителей, что составляет 40,5% населения Ульяновской области, т.е. по сравнению с началом 2016 года охват населения увеличился более чем в 3 раза (или на 347 тысяч человек). Хочу предупредить, что в этих показателях результативности учтены мероприятия, проведённые в рамках месячника, а также акций «Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи», «Поезд финансовой грамотности на территории Ульяновской области», «Всероссийская неделя сбережений».

– А что происходит в студенческой среде, кто из партнёров помогает вам в столь серьёзном деле?

-  В рамках повышения финансовой грамотности мы сотрудничаем с региональными и федеральными структурами, такими как: Роспотребнадзор, налоговая служба, Центральный Банк. В работу активно включаются банки, социальные организации, предприятия, средние специальные и высшие учебные заведения. Например, в этом году в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи в апреле вузами было проведено 4 мероприятия, в которых приняли участие 190 студентов. Для учащихся средних специальных учебных заведений проведено 26 мероприятий (из них 17 – в муниципальных образованиях), в которых приняли участие 1092 студента. В этом году к участию в Неделе мы привлекли министерство семейной, демографической политики и социального благополучия области, которое предоставило площадки подведомственных учреждений, занимающихся воспитанием детей: социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и детских домов. Их воспитанники – одна из наиболее социально незащищенных категорий слушателей, и формирование здорового отношения к финансам, умение правильно распределять денежные средства – базовые навыки, которые смогут защитить ребят в последующей взрослой жизни.

Поезд знаний

– Я слышала, что у вас была Неделя сбережений.

– Совершенно верно, с 31 октября по 14 ноября у нас проводилась VI Всероссийская неделя сбережений. Её центральной темой стала цифровизация финансовых услуг и связанные с ней возможности и риски для потребителей. Поэтому значительная часть образовательно-просветительских мероприятий была посвящена правилам финансовой безопасности. В муниципальных образованиях Ульяновской области проведено 345 мероприятий с охватом 17989 человек.

Фото: Минфин Ульяновской области

– Для каждого такого мероприятия нужны особые специалисты?

- Все лекторы являются представителями структур, с которыми мы взаимодействуем на протяжении всей акции. Большое количество лекций провели сотрудники администраций муниципалитетов, учителя школ, преподаватели вузов, средних учебных заведений, воспитатели детских садов, представители  коммерческих банков, брокерские компании, независимые финансовые консультанты. Количество лекторов, принявших в этом году участие в работе площадок, 639 человек, что в 1,6 раза больше по сравнению с 2018 годом, когда к работе  был привлечен всего 391 лектор. 

С риском на ты!

– Вы работаете с молодёжью, вводите в обучение квесты, интригуете темами, даёте такие полезные советы, что вас слушают открыв рот.

Финансовая грамотность в наше время – это просто определяющая часть образа жизни. Особенно она важна в повсе-дневной жизни, поскольку каждый день мы сталкиваемся с планированием бюджета, хранением денег в банках, покупаем продукты в магазине, берём ипотечные кредиты. От того, насколько рационально граждане будут подходить к своим тратам, проводить операции, не подверженные рискам, во многом будет зависеть их благосостояние, семейный бюджет. Конечно, чтобы придать большее значение данным вопросам и заинтересовать молодёжь, в рамках месячников и акций проводятся квесты: «Управление личным бюджетом», «Финансовый детектив», «Финансовый калейдоскоп», онлайн-уроки «Как защититься от кибермошенничества» и «Как начать свой бизнес».

– Как вы относитесь к предложениям и советам от народа? Какие у вас планы?

– Мы оперативно реагируем и принимаем в разработку все предложения и советы, которые звучат от представителей общественности, властей всех уровней, учреждений образования по вопросам, касающимся совершенствования формата, наполнения и расширения аудитории участников месячников. В 2020 году для эффективной работы по мобилизации налогового потенциала города планируем проведение месячника налоговой помощи и финансовой грамотности на территории Ульяновска. В каждом квартале будем проводить обучение в одном из районов: Заволжском, Ленинском, Засвияжском и Железнодорожном. Здесь будут сосредоточены усилия исполнительных органов государственной власти области и территориальных подразделений федеральных структур, усилен контроль министерства финансов за проведением мероприятий, в том числе направленных на рост налогооблагаемой базы муниципалитета.

– Значит, в 2020 году будем с деньгами, грамотными и рачительными в тратах?

– Я в этом уверена и поздравляю читателей «АиФ» с наступающим Новым годом, желаю крепкого здоровья и удачи в работе, счастья в личной жизни.

Справка
В сентябре проведена региональная акция «Поезд финансовой грамотности населения в Ульяновской области». Она родилась в регионе задолго до запуска Всероссийских недель. В итоге была организована работа 639 площадок, это почти в 2 раза больше, чем по итогам прошлого года. Среди крупных промышленных предприятий региона площадками для проведения уроков финансовой грамотности стали Димитровградский вентильный завод, Димитровградский пружинный завод, ДСК «Эталон» (г. Ульяновск), «ГЕО Плюс» (г. Ульяновск), «Симбирскпроект» (г. Ульяновск). Также уроки прошли в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка Инзенского района, в центре по профилактике семейного неблагополучия «Причал надежды» в г. Ульяновске, в социальном приюте «Ручеёк» в р.п. Красный Гуляй Сенгилеевского района, в центре активного долголетия «Исток», в отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов «Парус надежды» и др. Охват населения по итогам «Поезда» в 2019 году составил более 25 тысяч человек, что больше, чем на старте акции в 2016 году, в 2,6 раза. Динамика значительная и указывает, что данная акция востребована.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах