Темой обсуждения стал государственный долг Ульяновской области, меры по его оптимизации, а также целевое назначение заимствований нашего региона за последние несколько лет.
Прежде всего Татьяна Дейкун подчеркнула, что государственный долг Ульяновской области является одним из самых низких в Приволжском федеральном округе и составляет всего 38,9 процента от собственных доходов региона. Этот показатель не только находится в пределах норматива, предусмотренного бюджетным кодексом, но и значительно ниже, чем в подавляющем большинстве регионов Приволжского федерального округа. Например, в соседнем Татарстане он составляет 67,1 процента, а в Республике Мордовия достиг уже 179,7 процента. Среди всех субъектов Приволжского федерального округа меньший государственный долг имеют только Самарская и Оренбургская области, Республика Башкортостан и Пермский край.
Постоянный контроль над размерами госдолга позволяет Ульяновской области обходиться без просроченных платежей по кредитам, и в 2013 году был утверждён план по сокращению государственного долга региона до 2017 года.Кстати, начиная с 2008 года, рейтинговые агентства оценивают наш регион как надежного плательщика категории «стабильный». До этого времени областные власти не имели возможности прибегать к бюджетным заимствованиям на решение первоочередных задач развития, поскольку на области «висел» долг, оставшийся «в наследство» от предыдущей администрации. Его размер составлял 2 миллиарда 385 миллионов рублей. После того, как с Правительством Российской Федерации была достигнута договоренность о его реструктуризации, размер долга снизился до 59 миллионов.
Впрочем, сейчас общий размер госдолга региона превысил 9 миллиардов рублей, однако, по словам Ольги Максимушкиной, заимствования не только необходимы, но и выгодны. Заемные деньги вкладываются в инфраструктурные проекты – ремонт и строительство дорог, развитие сети детских дошкольных учреждений, модернизацию медицины, преодоление последствий засухи. Все это способствует развитию экономики региона, повышению благосостояния граждан, а значит – и росту налоговых поступлений.
Правительством региона привлекаются как бюджетные, так и коммерческие кредиты. Причем, работа с кредитными организациями ведется на конкурсной основе, и, разумеется, выбор останавливается на тех из них, что предлагают наиболее выгодные для региона условия. При этом тщательно отслеживаются любые изменения, которые происходят на финансовом рынке, и с кредиторами ведутся переговоры либо о пролонгации кредитных договоров, либо о снижении процентных ставок.
Впрочем, Ольга Максимушкина, хоть и оценила механизм заимствования как один из рычагов развития региона, но заявила, что его необходимо тщательно контролировать и держать на допустимом уровне. Утвержденным планом его снижения предусмотрены и поступление дополнительных доходов, и снижение дефицита бюджета, и повышение эффективности расходования бюджетных средств, и совершенствование межбюджетных отношений. Кстати, областные власти получая кредиты, несут полную ответственность за обслуживание долга и выплату основной части кредита, а большая часть муниципальных образований получает эти средства на безвозмездной основе – в качестве субсидий.
На вопрос, может ли область в конечном итоге обойтись без заимствований, Татьяна Дейкун ответила, что пока на такое способны лишь те регионы, которые имеют нефтегазовые доходы. Цель по снижению долговой нагрузки перед Ульяновской областью стоит постоянно, поэтому Правительство региона принимает адекватные меры по развитию экономики региона и расширении налоговой базы.
Комментарий эксперта
Наталья Ширяева, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» УлГТУ:
Долговая политика представляет собой деятельность органов власти по управлению государственным долгом. Она формирует идеологию управления государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления органов власти по их реализации. Содержание долговой политики Ульяновской области включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью региона по планированию заимствований, организации размещения займов, предоставлению гарантий, поручительств: контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.
В течение 2012 года было привлечено кредитов банков и бюджетных кредитов на общую сумму 4,6 миллиарда рублей и государственный долг увеличился более чем в 1,5 раза. Но это не отразилось на предельно допустимом уровне государственного долга и в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа, объем заимствований по Ульяновской области имеет значение ниже среднего.
Здесь нужно отметить также, что значительная часть привлеченных средств направляется на финансирование капитальных объектов, которые в будущем, несомненно, приведут положительному экономическому эффекту. Это строительство (реконструкция) автодорог, строительство Президентского моста, газо- и водопроводов, детских садов и т.д.
Грамотная политика управления государственным долгом в Ульяновской области позволила достичь высокого кредитного рейтинга региона, а реализуемая Концепция управления государственным долгом и долговой политики Ульяновской области позволила разработать план мероприятий по сокращению государственного долга Ульяновской области на 2013-2017 годы. Особый интерес в данном плане вызывает поддержание уровня долговой нагрузки Ульяновской области, при котором объём государственного долга не превышает 50% к утверждённому общему годовому объёму доходов бюджета Ульяновской области без учёта безвозмездных поступлений. Кроме того, в целях снижения долговой нагрузки в текущем году были утверждены план по сокращению государственного долга Ульяновской области до 2017 года. Реализация данного плана, несомненно, скажется на повышении эффективности управления долговой политикой Ульяновской области, а, следовательно, и на бюджетной политики региона.