Ульяновск, 29 мая – АиФ в Ульяновске. С неэффективным и нецелевым использованием бюджетных средств легче бороться, предусмотрев за нарушения соразмерное наказание.
Главное – адекватность и неотвратимость. Об особенностях финансового контроля в наши дни рассказывает заместитель министра финансов Юрий КАЗАКОВ.
Деньги любят счёт
- Юрий Владимирович, общегосударственная тенденция такова, что контроль за работой госаппарата должен быть более пристальным. Как ревизоры смотрят, насколько правильно расходуются бюджетные средства? Активизируют ли они свою работу?
- Да, конечно. В 2012 году органами внутреннего финансового контроля региональных министерств и ведомств, в том числе Минфина области, а также муниципальных образований было проведено всего 745 контрольных мероприятий. Для сравнения – в 2011 году было проведено 654 проверки, то есть в 2012 году на 91 проверку больше (или на 14%).
- И каковы результаты?
- Ревизоры в 2012 году проверили расходование средств разных бюджетов на сумму 23,6 млрд руб. – на 80% больше, чем в 2011 году. Выявлено нарушений на сумму 1,27 млрд руб., что составляет 5,4% от проверенных средств (в 2011 году – 6,2%), устранено нарушений на сумму 975,6 млн руб., что составляет 76,3% от суммы нарушений (в 2011 году – 54,3%).Качественно изменилась сама структура финансовых нарушений.
К примеру, объем неправомерных расходов снизился с 13,1% в 2011 году до 9,6% в 2012, неэффективные расходы - с 23,%3 до 4% соответственно.
Только по результатам административной практики регионального Минфина в 2012 году в бюджеты различных уровней поступили штрафы в сумме 238 тыс. рублей.
Адекватно и справедливо
- Недавно вы говорили о новациях в деле финансовой дисциплины. Не приведут ли они к увеличению численности конт-рольного аппарата?
- Нет. Привлечение дополнительных сил для этого не предполагается. Это тот же самый функционал, просто он несколько развивается и усовершенствуется. Если мы говорим, например, о дифференциации лишения госслужащих ЕДП (единовременного денежного поощрения – прим. ред.) за финансовые нарушения, то для этого необходимо лишь внести соответствующие изменения в действующий документ, а затем организовать его надлежащее исполнение. Мы предлагаем проработать точно так же дифференциацию лишения стимулирующих выплат руководителям государственных и муниципальных учреждений.
- Речь идет фактически о смягчении санкций за некоторые проступки… Как же это поднимет дисциплину?
- Речь идет о дифференциации санкций. Из чего мы исходим? Действующий документ предполагает за любое, даже самое незначительное нарушение одинаковую материальную ответственность - 100% лишения ЕДП. А ведь ЕДП может составлять значительную часть заработной платы. Возникает чувство несправедливости, неадекватности такой меры.
И она крайне редко применяется на практике. Люди говорят: «Это уж слишком!». Практически таким подходом мы отпугиваем правоприменителя.Сейчас мы предлагаем, если нарушение (неэффективное, нецелевое использование) касается суммы менее 10 тысяч рублей, то ЕДП снижается на 10%. Если сумма до 1 миллиона рублей – на 75%. И только если сумма неэффективно израсходованного превышает 1 миллион – применять 100%-ное лишение ЕДП. При такой дифференциации наказания будут применяться на практике.
Есть, что предложить федералам
- Что вы могли бы предложить на федеральном уровне?
- Некоторое время назад Минфин России обратился к субъектам Российской Федерации с предложением поучаствовать в совместной рабочей группе по усовершенствованию финансового контроля. В ней будут принимать участие специалисты Минфина России и представители регионов. В регионы была направлена анкета, мы такую анкету незамедлительно заполнили. Несколько дней назад нам пришла информация о том, что представителя ульяновского Минфина включили в эту рабочую группу и в конце мая – начале июня мы ждем вызова на первое заседание.
В этой рабочей группе мы и будем вносить свои предложения. В первую очередь это установление административной ответственности за неправомерное использование бюджетных средств. Будем также предлагать увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за финансовые нарушения и ряд других поправок в законодательство.