Сегодня общее среднее образование является обязательным для всех и, видимо, по этой причине мы перестали его ценить. Отсюда и не совсем здоровая атмосфера в школах — ученики и их родители хамят учителям, разочарованные в профессии педагоги срываются на детях, да что скрывать — иногда до рукопашной дело доходит. В эпоху, о которой пойдёт речь далее, всё это было немыслимо.
Итак, мы отправляемся в Симбирскую губернию времён Володи Ульянова-гимназиста. О том, как обстояли дела с общим образованием тогда, нам рассказала старший научный сотрудник Музея «Симбирская классическая гимназия» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Макеева.
Гимназия отдельно, училища отдельно
- С. Чернышова, ul.aif.ru: Ирина Фёдоровна, давайте начнём с истории. Злые языки утверждают, что Володя Ульянов окончил гимназию с золотой медалью, поскольку его отец, Илья Николаевич, был директором народных училищ Симбирской губернии и директор гимназии Фёдор Михайлович Керенский находился у него в подчинении. Насколько такая версия состоятельна?
- И. Макеева: Абсолютно несостоятельна. Поначалу директор классической гимназии действительно занимался ещё и всеми начальными народными школами: приходскими, городскими, удельными. Их в губернии было много, и в 1869 году для управления ими была введена отдельная должность — инспектор народных училищ. Назначение на неё получил Илья Николаевич Ульянов. Он прибыл в Симбирскую губернию, имея большой педагогический опыт в учебных заведениях Пензенской и Нижегородской губерний. По воспоминаниям членов семьи Ульяновых, ему всегда хотелось развивать образование не только гимназического уровня. На тот момент оно было всесословным, но для мещанских и крестьянских детей поступить в гимназию было пределом мечтаний — на их долю приходилось не более 8 — 10% учащихся. Илья Николаевич занимался народным образованием. До его прихода многие учебные заведения числились на бумаге, но реально не работали. Ульянову, который в 1874 году получил должность директора народных училищ, удалось ситуацию исправить — при нём было открыто большое количество новых школ, соответственно, и количество обучающихся выросло в несколько раз. Единственное учреждение образования, на которое деятельность Ильи Николаевича не распространялось, была гимназия. Она относилась к высшему типу средней школы и имела своего директора. Таким образом, отношений «начальник — подчинённый» между Ульяновым и Керенским не было, они просто занимались различными сферами одного благородного дела — образования.
С блестящим научным образованием
- Интересно, гранит каких наук грызли гимназисты того времени и какие пути открывались перед выпускниками учебного заведения?
- Все без исключения выпускники гимназии имели право безэкзаменационного поступления в любой университет России. Программа обучения была сложнейшая, ведущие предметы: латинский, древнегреческий языки, логика (позднее — философская пропедевтика (введение в философию)), церковнославянский язык, история, география. Причём с точки зрения фактологии это был курс скорее высших, чем средних учебных заведений. Само преподавание стояло на высочайшем уровне, а чтобы оно было таковым, педагоги классической гимназии сами должны были иметь блестящее научное образование, каждый по своей специальности. Как правило, это были университеты и приравненные к ним высшие учебные заведения (к примеру, главный педагогический институт в Санкт-Петербурге). Плюс к этому будущему преподавателю нужно было выдержать специальный экзамен при управлении учебного округа на звание гимназического преподавателя. Ведь как бывает — человек прекрасно подготовлен в научной плоскости, а методическими навыками не обладает. Чтобы такой ситуации избежать, и были введены эти экзамены.
- А как обстояли дела с педагогами в народных школах?
- В первой половине XIX века работать в народных школах могли люди без высшего образования. К примеру, те же выпускники губернской гимназии, имея на руках аттестат зрелости, могли преподавать в уездных, приходских училищах и других типах начальных народных школ. Мы знаем много имён прекрасных преподавателей народных школ, которые имели только гимназическое образование. При Илье Николаевиче была открыта Порецкая учительская семинария, которая поставила на новую ступень дело подготовки учителей и учительниц для начальных народных школ; стали проводиться губернские уездные съезды, где лучшие преподаватели делились своим опытом с коллегами. Всё это привело к тому, что уровень педагогов стал более высоким. Об этом говорит и тот факт, что для подготовки Владимира Ильича к поступлению в первый класс гимназии были приглашены именно учителя народных училищ — Иван Николаевич Николаев, Вера Павловна Прушакевич и Андрей Сергеевич Кабанов. К 1870 — 1880 годам уровень преподавания в начальных народных школах, которые курировала дирекция народных училищ во главе с Ульяновым, стал очень и очень высоким. Но в 1884 году наступил этап контрреформ, проводимых императором Александром III, и число государственных начальных народных школ стало сокращаться. Количество церковно-приходских, напротив, выросло. Илья Николаевич смотрел на эту ситуацию с большой горечью, поскольку понимал — в церковно-приходских школах достичь высокого уровня преподавания очень сложно.
Педагог всегда прав
- Не секрет, что в современных школах конфликты учеников и педагогов — не такая уж и редкость. А как обстояли дела в конце позапрошлого века?
- Если говорить о педагогах классической гимназии, то их смело можно было назвать интеллектуальной элитой. Усомниться в правоте и объективности учителя было немыслимо. В гимназии действовала система наказаний — ученика могли оставить после уроков или и вовсе отправить в карцер (была такая комнатка в заведении) на чёрный хлеб и воду. Так вот, наказание можно было получить за неуместный вопрос преподавателю, который мог звучать примерно так: «Господин, допустим, Фёдор Михайлович, почему мне за сочинение три, а не четыре»? Всё — ты усомнился в профессионализме педагога, сидеть тебе в карцере. Со стороны педагогов гимназии тоже было уважительное отношение к ученикам, даже в наградных листах и похвальных грамотах ключевое слово - «уважая». Допустим, «Педсовет классической гимназии, уважая отличные успехи, поведение, прилежание гимназиста...., награждает его...». К педагогам народных училищ общество тоже относилось с большим уважением — крестьяне, встретив учителя на улице, шапки снимали, в пояс ему кланялись.
- А с материальной точки зрения преподавателем было быть выгодно?
- О да. В классической гимназии даже начинающий педагог, который только окончил университет, получал очень высокое жалование — 750 рублей. И это за 12 уроков в неделю. По факту же они проводили ещё и дополнительные занятия, а также вели уроки в женской Мариинской гимназии, за что деньги, конечно же, тоже получали, так что их материальное положение было превосходным. Через пять — семь лет работы педагогу назначали следующий высший оклад — 1250 рублей в год, заслуженный преподаватель получал 1500. Для сравнения — правитель канцелярии (а канцелярии в ту пору были при каждом ведомстве) получал 200 — 250 рублей в год. За несколько лет работы в гимназии или приравненном к ней учебном заведении педагог мог приобрести в Симбирске собственный дом, содержать большую семью и ни в чём не нуждаться. Это было характерно и для семьи Ульяновых, здесь, правда, был несколько другой случай. Директор народных училищ и директор гимназии имели гражданский чин «действительный статский советник». Это очень высокое положение в обществе и очень высокий должностной оклад. Так, директор гимназии получал 3000 рублей в год, также ему полагалась казённая квартира, питание и разъездные (командировочные). Учителя небольших начальных школ зарплату получали небольшую, но для них была закреплена льгота — их дети имели право учиться в любом министерском заведении, например, в той же гимназии, бесплатно. Это дополнительно работало на престиж педагогической профессии. Даже Владимир Ульянов и другие сыновья Ильи Николаевича получали образование бесплатно. А вот за обучение дочерей Ульянов платил — женская гимназия относилась к ведомству императрицы Марии, и правила там были другие.
Дорогое удовольствие
- И дорого стоило гимназической образование?
- Если брать конец 1860-х - начало 1870-х, то год обучения стоил 20 рублей, плата вносилась по полугодиям. Сумма по тем временам приличная, но позволить себе такие траты могли даже не очень состоятельные семьи. Если плата вовремя не вносилась, решением педсовета мальчика могли отчислить. А вообще, когда родители отдавали сына в гимназию, они подписывали обязательство, что будут обеспечивать его всем необходимым: формой, комплектом учебников, своевременно вносить плату за право учения. Траты получались серьёзные: форма — зимняя и обычная — обходились в 30 рублей, учебник латинского языка стоил 2 рубля. Если мальчик будет получать неудовлетворительные оценки, родители обязались забрать его из гимназии. Если же ребёнок учится хорошо, а средств у семьи не хватает, то такого мальчика могли поместить на стипендию, которую утверждали меценаты, дворянство, земства, городская управа. Если же гимназист начинал почивать на лаврах и скатывался на плохие оценки, то его со стипендии снимали. Льготами и стипендиями пользовалась примерно пятая часть гимназистов. В сельских школах всё было намного демократичнее — плата небольшая (в государственных учреждениях — фиксированная, в приходских — по средствам), обычная одежда, лапоточки на ноги, холщовая сумочка в руки — и вперёд.
- И чему в таких начальных школах учили?
- Письму, чтению, счету; в школах повышенного типа, а их тоже было немало, изучались география и практические виды деятельности (в сельской местности это земледелие, цветоводство, пчеловодство). Получив такое образование, можно было работать управляющим имением, управляющим лесного хозяйства и т.п. Это уже не то, что впрягаться в соху или плуг... Также были открыты двери в ремесленное или реальное училище. Последнее напоминает гимназию, но без изучения древних языков и с большим акцентом на математику и естественные науки. По окончании реального училища было доступно высшее техническое образование, например, Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Кроме того, по окончании начальной народной школы мальчик мог поступить в ту же классическую гимназию, открывающую прекрасные перспективы. Для поступления нужно было написать диктант, продемонстрировать умение решать задачи по арифметике, знание прямого и обратного счёта до тысячи, а также Закона Божия.