Три года назад Институт истории и культуры области издал «Ульяновскую авиационную энциклопедию», где были собраны сведения о развитии авиации и авиационной промышленности в регионе. Но, оказывается, на подходе ещё одно издание – «Симбирская-Ульяновская флотская энциклопедия», выход которой ожидается в марте будущего года.
Почему наш город претендует на звание «порт пяти морей», как с этим связаны именитые симбиряне и ульяновцы, нам поведала редактор будущей энциклопедии, кандидат исторических наук Татьяна Качкина.
Идея казалась бредовой
С Юрьев: Татьяна Борисовна, как и у кого именно возникла идея восславить морскую историю Симбирска-Ульяновска?
Т. Качкина: Идея впервые была озвучена на презентации авиационной энциклопедии краеведом Сергеем Петровым. В тот момент эта идея показалась несерьёзной, тем более что было предложено работать над морской энциклопедией, но ею заинтересовались представители НПО «Марс», которое занимается разработкой и производством радиоэлектронного оборудования и программного обеспечения для Военно-морского флота. В 2021 году этому предприятию исполнится
60 лет, оно стало инициатором издания и взяло на себя подготовку ряда энциклопедических статей. И когда мы приступили к подбору материалов, вдруг оказалось, что у нас действительно давняя и очень богатая флотская история.
– И с чего она началась?
– История флота, история хождения на судах по Волге уходит вообще в глубокую древность. На стоянках доисторических людей были обнаружены костяки рыб таких размеров, что с берега не поймаешь ни удочкой, ни бреднем. Всё началось с лодок-долблёнок. Также со времён Волжской Булгарии здесь пролегал один из важных торговых путей, связывающих Азию с Европой, который был бы немыслим без развитого судоходства. В районе нынешней Винновской рощи, скорее всего, была переволока – здесь торговые суда перетаскивали из Свияги в Волгу, что позволяло экономить время в пути, быстро проходя по течению Свияги до впадения её в Волгу. Как известно, эти две реки текут в противоположных направлениях почти параллельно.
– А документальные свидетельства есть?
– Первые письменные сведения об условиях судоходства в районе ещё будущего Симбирска оставлены Адамом Олеарием, который был здесь в 1636 году в составе Голштинского посольства в Персию. Он писал о большом количестве отмелей, на которые их загонял сильный ветер, о большом количестве встречных судов. Уже в 1669 году мимо Симбирска по пути в Астрахань проходил первый боевой корабль русского военного флота, построенный по казённому заказу – фрегат «Орёл».
Морские волки из Симбирска
– Скажите, среди симбирян были люди, оставившие яркий след в истории флота России?
– Очень многие представители симбирского дворянства служили на флоте. Например, Иван Васильевич Полочанинов, один из героев Крымской войны, лейтенант Черноморского флота. Он участвовал и в морских баталиях, и сражался на четвёртом бастионе при обороне Севастополя. Умер от ран вскоре после войны, прожив всего 25 лет… Мичман Иван Михайлович Оболенский участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. С двумя другими такими же молоденькими мичманами он подготовил брандер и направил его на турецкие суда на Дунае, уничтожив вместе с ними материалы, которые противник готовил для переправы.
Вице-адмирал Степан Иванович Миницкий был уроженцем села Подлесная Слобода, ныне – Подлесное Майнского района. В 1803 году он спас голландский флот от полного уничтожения французами. Когда вспыхнул один из голландских кораблей, будущий вице-адмирал со своими матросами поднялся на его борт, и они выбросили за борт бочки с порохом, обрубили ванты, чтобы повисли паруса и горящее судно не сносило в сторону других кораблей.
Уроженец Симбирска Николай Александрович Гельшерт был помощником начальника Гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане в 1910–1915 годах, одновременно исполняя обязанности старшего офицера ледокольного парохода «Вайгач». Тогда корабли экспедиции оказались зажатыми во льдах, но они первыми прошли Северным морским путём до Архангельска, совершив по пути последнее крупное географическое открытие в мировой истории: на карту был нанесен архипелаг Северная Земля. Кстати, у нас здесь родились и другие известные полярные исследователи – Константин Бадигин, капитан знаменитого ледокола «Георгий Седов», академик Алексей Трёшников, начальник дрейфующей станции «Северный полюс – 3», организатор многих экспедиций в Арктику и Антарктику.
– Как в Ульяновске оказался печально известный арсенал Военно-морского флота?
– Решение о развёртывании здесь склада ВМФ было принято в начале 1941 года. Видимо, кто-то уже тогда предвидел, что война будет вестись вовсе не малой кровью и не на чужой территории… Уже в июле по Волге сюда доставили первые боеприпасы. Здесь собирали артиллерийские снаряды, комплектовали мины и торпеды, занимались их проверкой перед отправкой на боевые корабли Северного и Черноморского флотов, Волжской, Ладожской, Онежской и Азовской флотилий. Отправляли ежедневно не менее двухсот вагонов боеприпасов.
Из истории в современность и обратно
– История историей, а как насчёт современности? Она как-то отражена в энциклопедии?
– Очень тяжело воспринимать то, что когда-то было, а теперь исчезло… Например, массовое увлечение изготовлением моделей судов. Раньше судомодельные кружки были почти в каждой школе, во Дворце пионеров, а теперь это почти сошло на нет. Осталось лишь несколько энтузиастов, которые, впрочем, достигают больших успехов и на российской, и на мировой арене…
А ведь именно такого рода занятия позволяют формировать то, чего так не хватает нынешнему подрастающему поколению, – инженерное мышление.
– А кто остался?
– Настоящим гуру нашего судомодельного спорта был Юрий Николаевич Железняков, который воспитал несколько многократных чемпионов СССР, России, Европы и мира. Они и сейчас в лидерах – Сергей Байдеряков, Антон Бурмистров, Алексей Присухин, Николай Мужиков. Они обосновались сейчас где-то в гаражах за северным трамвайным депо и сами делают модели, которые могут дать фору европейским и американским фирменным изделиям. Они делают и стендовые модели. Например, модель галеры «Тверь», сделанная Алексеем Присухиным, представлена в музее архитектуры и градостроительства Симбирска-Ульяновска. На этой галере в 1767 году в Симбирск прибыла императрица Екатерина Великая. Кстати, в составе её флотилии была «кухОнная» галера «Синбирск», о которой подробностей узнать так и не удалось.
– А всё-таки известна судьба хоть одного корабля, построенного на местных верфях?
– Ну, построенного – это, наверное, громко сказано… В 1860 году в Криушинском затоне из деталей английского производства был собран пароход «Криуши». Он долгое время исправно возил пассажиров и грузы по Волге, пока не был продан астраханскому купцу, который дал ему новое имя – «Пират». В 1910 году, когда отмечалось 100-летие Астраханской епархии, его переоборудовали в плавучую церковь. Дело в том, что на Каспии, недалеко от Астрахани, тогда возник большой плавучий город с населением до ста тысяч человек – конторы, рыболовецкие артели, которые были лишены пастырского служения. Решено было купить для этого пароход, и выбор пал на «Пирата». Деньги собирали всем миром, и на пароходе были даже оборудованы звонница, трапезная и больница для нуждающихся. И под названием «Святитель Николай Чудотворец» он стал плавучим храмом, на котором, кстати, была организована и миссионерская деятельность среди калмыков и казахов. Есть пока непроверенные данные, что при советской власти пароход превратился в плавучий театр и носил имя «Иосиф Сталин», а уже в 60-е годы XX века он стал общежитием в посёлке Оранжерея Астраханской области…
– Как?! Сто лет на плаву?!!
– Ну, тогда умели строить пароходы… Кстати, несколько знаменитых конструкторов-судостроителей – также наши земляки, в том числе разработчик первых российских дредноутов Алексей Николаевич Крылов.
– Едва ли здесь можно перечислить всех. Надо что-то оставить читателям энциклопедии...