В России имя кубинской оперной певицы Марьяны де Гонич, а по рождению нашей соотечественницы Марианны Александровны Юстицкой (1900-1993), известно немногим. Обладательница великолепного сопрано, она долгие годы блистала не только на сцене Острова Свободы, но получила мировую известность, выступая в Европе, США, Канаде, странах Латинской Америки. В Гаване она основала Национальную академию вокального пения, которое носит ее имя.
Поистине по крупицам собрана биография нашей великой землячки, почти столетняя история легла на газетную полосу, а мы постарались максимально точно передать ещё одну удивительную женскую судьбу. – второй врез полужирным прописным.
Корни
Марианна родилась 5 февраля 1900 года. При знакомстве с русскими она называла себя петербурженкой, не особо вдаваясь в подробности своего детства. Считала малозначимыми для ее творчества детские годы, проведенные с родителями далеко от столицы в приволжской симбирской глубинке в имении матери. Марианной ее назвал отец, Александр Антонович Юстицкий, моряк по призванию. Его служба проходила на Балтике. Прослужив тринадцать лет, в 1890 году в чине капитана II ранга Юстицкий вышел в отставку в связи с предстоящей женитьбой. Его женой стала Лидия Васильевна Скрипицына, дочь потомственного дворянина Василия Павловича Скрипицына, обладателя значительного по тем временам состояния в Саратовской и Симбирской губерниях. Одно из его имений в три тысячи десятин земли, с усадьбой, конезаводом, водяной мельницей находилось при сельце Мухино и деревне Дурасовка Карсунского уезда Симбирской губернии. Василий Павлович рано скончался и имение в Мухино по разделу с матерью и сестрами унаследовала Лидия Васильевна.
Карсунские дворяне отнеслись к новым соседям дружелюбно, избрали Юстицкого депутатом дворянского уездного съезда и почетным мировым судьей. Постепенно жизнь в имении налаживалась. Расширился конный завод по разведению рысаков, работал лесопильный завод и началось строительство винокуренного. Семья уже могла позволить себе проводить часть года в любимом Петербурге. С рождением дочерей: Марианны и ее сестры, желание переехать на постоянное место в столицу усилилось, и Юстицкие ждали подходящего момента, чтобы исполнить свою мечту.
Нужно ли искусство революции?
О первых годах жизни будущей певицы известно немного. Вероятно, как и в других дворянских семьях у нее с сестрой были няни и бонны, потом их сменили учителя и гувернантки. Ясно одно – от отца Марианна унаследовала музыкальный слух и сильный красивый голос. Под его руководством вечерами выводила свои первые рулады, пробовала силы в музыке. Настоящее обучение музыке и пению началось, когда Юстицкие в 1912 году перебрались из Карсунского уезда в столицу, поскольку Александр Антонович получил должность на Невском судостроительном заводе. В двенадцать лет Марианна начала брать уроки у известной оперной певицы Медеи Мэй-Фигнер. Попутно занималась балетными упражнениями, мечтала об оперной карьере и личном счастье. Но мечтам не суждено было сбыться. Произошла революция, начались страшные дни.
В поисках счастья и заработка
Первая страна, куда она направилась, была Франция. Там ее давно уже ожидали мать и сестра. В Париже Марианна нашла среди русских эмигрантов много знакомых оперных артистов. По сравнению с другими представителями богемы им жилось намного легче, поскольку язык музыки понятен всем и везде. Русские певцы с хорошим голосом и знанием языков имели возможность продолжать оперную карьеру в театрах Европы. Вскоре Марианны удалось подписать контракт с Театром Елисейских полей и получить роль Донны Анны в опере Моцарта «Дон Жуан». Потом была партия Маргариты в опере «Фауст», где ее партнером был сам Шаляпин. Позже Марианна Александровна вспоминала: «Когда Федор Иванович впервые увидел меня, то сказал: "Ну, Марианна, если ты поешь так же, как выглядишь, то все у нас будет прекрасно". Сам давал мне уроки артистического мастерства, а когда мы с ним ставили "Фауста" в Берлине, то арию Маргариты он разложил мне ну просто по полочкам».
Шпионка «Ася» и оперная дива
В 1934 году Марианна Юстицкая вышла замуж за кубинского музыканта Педро Гидо, игравшего на саксофоне в небольшом кабаре на Монмартре.
Между тем обстановка в Европе становилась напряженной. Поднимал голову фашизм. Тогда-то в Москве вспомнили об «Асе». Поводом стало ее старое парижское знакомство с младшим братом Хосе Антонио Примо де Ривера, сторонника генерала Франко. В сентябре 1939 года Марианна с мужем выехала в Испанию. С театром Мадридской оперы она ездила по стране. Давала частные концерты в аристократических семьях и в пользу испанской армии, делая вид, что является сторонником фашистского режима. При этом внимательно смотрела и слушала, изучала обстановку в стране, с риском для жизни выясняла судьбу некоторых испанцев, помогавших СССР в период гражданской войны. Сведения передавала через связного. Это было рискованно, тогда под подозрение попадали все иностранцы и особенно русские. В 1940 году Марианна поняла, что в Мадриде ей оставаться опасно, и они с мужем уехали на Кубу.
На первых порах освоиться на новом месте было трудно. Помогло знакомство с директором отдела военной пропаганды Министерства обороны Кубы Офелией Наварро, приверженцем коммунистических идей. Она помогла Марианне устроиться на радиостанцию, познакомила с кубинским Антифашистским комитетом. Узнав, что на ее родине идёт война, Марианна Александровна устраивала концерты в пользу Красного креста, участвовала в сборе средств на приобретение медикаментов и продовольствия для отправки в СССР, даже организовала выставку «Красная армия бьёт фашистов», получив для нее фотографии из советского посольства в Вашингтоне.
В 1945 году она открыла в Гаване свою частную школу оперного пения, но выйти на большую сцену ей удалось только с приходом к власти коммунистов. В январе 1959 года Марианна Александровна, под сценическим псевдонимом Марьяна де Гонич, приняла участие в Гала-концерте в Посольском салоне отеля Гавана-либре, где присутствовал Фидель Кастро. С этого времени началась ее успешная певческая карьера. В репертуаре Марьяны де Гонич было более ста опер, среди них «Дон Жуан», «Аида», «Тоска», «Евгений Онегин», «Фауст», «Тристан и Изольда», «Князь Игорь». Она получила возможность создать в Гаване академию вокального пения, подготовила не один десяток кубинских певиц и певцов. По инициативе ее бывших учеников теперь на Кубе проводится престижный конкурс вокалистов ее имени.
Марианна Александровна Юстицкая-Гидо прожила долгую жизнь, сохраняя все эти годы любовь и тоску по далёкой родине. Она скончалась 14 января 1993 года и была похоронена на центральном кладбище имени Христофора Колумба, самом престижном в Гаване.