Примерное время чтения: 10 минут
201

Мастера модерна. Как Ливчак, Вольсов и Шодэ прославили Симбирск

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ - Ульяновск 4 22/01/2025
Начало экспозиции.
Начало экспозиции. / Николай Пластов / Предоставлено автором

В конце ноября 2024 года в одном из обширных залов Музея архитектуры им. А. В. Щусева открылась выставка, посвящённая жизни и деятельности Фёдора Осиповича Ливчака, Августа Августовича Шодэ и Феофана Евтихиевича Вольсова. На этой выставке побывал наш постоянный автор-эксперт Юрий Васильевич Козлов вместе со старым знакомым, внуком А. А. Пластова – Николаем Николаевичем Пластовым, который и сделал замечательные снимки с выставки.

Справка
Выставка проходила при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Её организовали Музей-заповедник «Родина В. И. Ленина», Ульяновский областной краеведческий музей, госархив Ульяновской области с участием областной научной библиотеки и мастерской «Симбирскпроект».

Авторский почерк на века

Ливчак и Вольсов в 1904 году окончили полный курс Института гражданских инженеров императора Николая I «с правом производить работы по гражданско-строительной и дорожной частям». Первый из выпускников несколько лет поработал в Смоленске, второй – в Екатеринбурге и Царицыне. Затем оба оказались в Симбирске на государственной службе, Фёдор Осипович являлся заведующим строительным отделом губернской земской управы, Феофан Евтихиевич – архитектором городской управы. Шодэ по рекомендации сводного брата, симбирского архитектора Э. В. Спаннера прибыл из Одессы, где учился в художественном училище, заведовал мебельно-декоративной фабрикой. Август Августович в официальной должности не состоял, занимался частной практикой. В губернском городе и уездах по разработанным ими проектам возвели более сотни зданий различного назначения в стиле модерн, противопоставляющего себя архитектуре прошлого. Многие до сих пор не утратили своей оригинальности и особенностей авторского «почерка», некоторые причислены к объектам культурного наследия.

Я отправился на выставку в компании старого знакомого Николая Пластова, внука знаменитого живописца-академика из Прислонихи. Экспозицию открывают схематический план Симбирска 1900-го года и фотопортреты зодчих с краткими биографическими справками. Далее на стенах располагаются чертежи - фасады, планы, разрезы общественных, производственных, жилых зданий. Помимо чертежей имеются фотографии уже построенных объектов, выставлено несколько макетов зданий с тщательно проработанными архитектурными деталями. Некоторые детали - фрагменты лепного декора, майолики, мозаики, керамики, - представлены в натуре. Рядом рисунки интерьеров парадных помещений с изразцовыми каминами и люстрами с чеканкой по металлу, образцы дверных ручек и другой литой фурнитуры.

Одним из крупных объектов, спроектированных Ливчаком, является здание Симбирских отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков на Покровской улице (ныне ул. Л. Толстого). «В идее осуществлённого проекта лежало олицетворение здания крестьянского банка в виде колоссальной избы с характерной двускатной коньковой крышей; гладкость плоскостей, массивность деталей, отсутствие вычурных тяг, пилястр и прочего подчёркивают основную идею, - пишет сам автор. - Лёгкие фасадные украшения, состоящие из бронзированных лепных вставок, майоликового фриза и мозаичного панно над входом, по своему содержанию аллегорически дополняют общий мотив. На декоративном мозаичном панно над главным входом изображён герб Симбирска на фоне восходящего солнца над волжским горизонтом». Удачно решён интерьер зала заседаний на 2-м этаже, где красуются изящная люстра, огромный и отнюдь не массивный стол, деревянные кресла и диваны с отделанными глухой резьбой спинками и подлокотниками. На выставке представлен образец этих кресел, изготовленных по эскизу Фёдора Осиповича. Позднее зодчий проектировал здания банков для Нижнего Новгорода, Тамбова, Курска и других городов, о чём свидетельствуют старые фотографии.

Фрагмент экспозиции с образцами литой фурнитуры.
Фрагмент экспозиции с образцами литой фурнитуры. Фото: Предоставлено автором/ Николай Пластов

Бетон и «Ампир» - от Ливчака

Организаторы выставки показали Ливчака и как разработчика системы производства пустотелых бетонных блоков, открывшего завод по их производству и широко применявшего на практике. Он первым в Симбирске угадал в бетоне материал будущего и начал экспериментировать с ним. Представленные в экспозиции блоки можно не только посмотреть, но и поднять, дабы представить нелёгкий труд строителей. В Ульяновске и поныне успешно эксплуатируют десятки таких зданий; среди них построенная в 1910-х годах школа огнестойкого строительства на Садовой улице, ныне областной туберкулёзный диспансер, и собственный особняк архитектора-изобретателя напротив «колючего садика», где открыт музей его имени.

Макет городской электростанции (архитектор - Вольсов).
Макет городской электростанции (архитектор - Вольсов). Фото: Предоставлено автором/ Николай Пластов

Ливчак и Вольсов были однокашниками и свояками, дружили семьями и некоторые городские объекты проектировали вместе. Так Феофан Евтихиевич продолжил начатый Фёдором Осиповичем проект здания городского училища им. Н. В. Гоголя на Старо-Казанской улице (ныне Красноармейская). В Петербурге на Всероссийской гигиенической выставке эту работу отметят «как тип будущих городских школ». Ливчак проектировал трёхэтажный доходный дом купца Н. С. Зеленкова на Гончаровской улице, где с 1913 года на первой этаже располагались магазины, на втором и третьем – «художественный первоклассный электротеатр «Ампир». После пожара 1921-го проект ремонта кинотеатра выполнял Вольсов. Представленный на выставке макет демонстрирует запоминающийся архитектурно-художественный облик здания, причём не только главный фасад с ажурным балконом и львиными лепными масками, но также интерьер со своеобразным фойе на втором этаже и открытой галереей на третьем. В настоящее время кинотеатр называется «Художественный» и является самым привлекательным и популярным в городе.

Макет кинотеатра «Ампир».
Макет кинотеатра «Ампир». Фото: Предоставлено автором/ Николай Пластов

Зачем Шодэ послали в Саратов

Большой интерес посетителей вызывают чертежи и фотографии объектов, возведённых по проектам Шодэ. Ульяновцам хорошо знакомы здание Симбирского отделения Государственного банка (ныне театр кукол), жилой дом купца Н. Я. Шатрова (Дворец бракосочетаний), особняк барона Х. Г. фон Штемпеля (Музей современного изобразительного искусства), дом-памятник И. А. Гончарову на Новом Венце (краеведческий и художественный музеи), католический костёл, где автор проекта был председателем общины. Гончаровский дом, построенный по всероссийской подписке, с давних пор является «визитной карточкой» города. Закладка его состоялась 6 июня 1912 года, на 100-летний юбилей знаменитого писателя. Однако ни один из 16 представленных на два конкурса проектов не был принят Симбирской губернской учёной архивной комиссией из-за отступления авторов от заданной программы. Для скорейшего решения вопроса 19 декабря комиссия постановила поручить одному из местных архитекторов, не принимавших участие в конкурсах, «в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома с желательным приближением к фасадам и планам Радищевского музея, имеющимся у архитектора А. А. Шодэ, который был специально командирован в Саратов для ознакомления с помещением и постановкой дела…».

Не прошло и месяца, как Август Августович представил проект, который был одобрен и принят для дальнейшего строительства. В отчёте за 1913 год комиссия отметит: «Двухэтажное каменное здание занимает угловое место в Николаевском саду и выходит фасадом на Венец, другим к дому дворянства <…> Соединяющий оба фасада угол здания образует круглую башню, красиво заканчивающуюся вверху и доминирующую над всею застройкой <…> Удачно выбранные размеры общей высоты и фасадов в длину создают зданию выгодное положение в отношении соседних строений…». Здание строилось быстро и, несмотря на начавшуюся войну, было почти закончено к концу 1915-го. Однако по предложению губернатора его приспособили под лазарет для раненых, которых эшелонами везли с фронта. Трём «китам» модерна пришлось срочно готовить чертежи на постройку лазаретов и приспособление под них ряда зданий, а также на строительство лагерей с бараками для военнопленных за рекой Волгой и близ железнодорожной станции Инза.

Талантам всё по плечу

Накануне Первой мировой войны в городе успешно работали и менее известные проектировщики. Из мастеров деревянной архитектуры на выставке представлены проекты Петра Иовлевича Курочкина, окончившего в 1902 году Петербургскую школу десятников по строительному делу Императорского Русского технического общества и отправившегося работать в Симбирскую городскую управу. Спроектированные им 4-квартирные деревянные доходные дома определили облик северного района Симбирска. Ассиметричные в плане здания с высокими кровлями и разнообразными фасадами, усложнёнными эркерами и оригинальными наличниками сдвоенных и строенных окон обогатили силуэт быстрорастущего города.

Герои выставки помимо способностей архитектора и инженера обладали другими дарованиями. К примеру, на стене размещены натюрморт с грибами и резная полка-вешалка, выполненные Ливчаком. В витрине разложены листки со стихами и нотами «Гимна Возрождения» - одного из музыкальных сочинений Вольсова в период Февральской революции, а рядом – коробка с гримом и инструкция по его нанесению, поскольку Феофан Евтихиевич серьёзно увлекался театром и выступал с коллективом любителей в пьесах.

Кресло, изготовленное по эскизу Ливчака.
Кресло, изготовленное по эскизу Ливчака. Фото: Предоставлено автором/ Николай Пластов

В сентябре 1918 года, опасаясь «красного террора», Ливчак и Шодэ оставили Симбирск с отступающими частями Народной армии. Проектировали жилые дома, больницы и учебные заведения в Уфе и Омске, где скончались, заразившись сыпным тифом. Вольсов не покидал Симбирск, в октябре 1918-го был арестован за антисоветскую деятельность, но вскоре реабилитирован и поставлен, как один из немногих оставшихся специалистов, руководить городским коммунальным хозяйством. Среди экспонатов можно видеть именные часы, вручённые Феофану Евтихиевичу как лучшему ударнику в 15-ю годовщину Октябрьской революции. Выставка будет работать в столице три месяца, затем отправится по российским городам, где сохранились спроектированные этими мастерами здания.

Мы покидали выставку с твёрдым убеждением, что благодаря Ливчаку, Шодэ, Вольсову Симбирск стал одним из красивейших городов Поволжья. В современном Ульяновске зодчих помнят и чтят, каждому посмертно присвоено звание почётного гражданина города. Земляки снимают о них фильмы, называют их именами улицы и кафе. В составе историко-мемориального заповедника более 20 лет успешно действует музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска», экспонаты которого послужили основой привезённой в столицу выставки. Невольно вспоминаются слова замечательного писателя Н. В. Гоголя: «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах