Главный архитектор города Симбирска, затем Ульяновска, потом всей губернии Феофан Вольсов работал с 1910 по 1934 год, оставив после себя ряд зданий, по праву считающихся украшением города.
Казарменные бриллианты
Когда говорят об архитектурном стиле «модерн» в Симбирске, называют Августа Шодэ и Фёдора Ливчака. В этом же ряду твёрдо обосновался и Феофан Вольсов. Дата рождения архитектора по разным документам – 7 или 8 декабря 1879 года. Это по старому стилю, по новому – 20 или 21 декабря. Родился на Урале, о конкретной географической точке документы умалчивают. В роду архитектора были старообрядцы, отсюда несколько архаичные имя и отчество – Феофан Евтихиевич.
В 1904 году молодой человек окончил Петербургский институт гражданских инженеров. Работал архитектором на строительстве железной дороги Пермь-Екатеринбург. Некоторое время занимал должность инженера городской управы в Царицыне, возможно, также и в Смоленске. В 1910 г. приехал в Симбирск на должность архитектора городской думы, сменив на этом посту друга и сокурсника Фёдора Ливчака.
– Ливчак и Вольсов нередко вместе работали над одними и теми же проектами, – сообщает аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Ольга Свешникова, ссылаясь на публикации разных исследователей.
Занимался Феофан Евтихиевич также вопросами благоустройства города, противооползневыми работами, реконструкцией водопровода. Сначала сам архитектор снимал в городе квартиры на Шатальной (Корюкина) улице, на Старом Венце (ул. Пролетарская), а затем приобрёл свой дом на Новом Венце рядом с архиерейским домом (на этом месте сейчас Ленинский мемориал). По некоторым данным, деньги на постройку удалось получить благодаря награде от Николая II, которая была получена за постройку «Ленкоранских казарм» на северной окраине города – комплекс недавно закрытого училища связи. Награда якобы представляла собой золотой портсигар с бриллиантами.
В обществе Вольсов был известен как личность очень одарённая и творческая. Он прекрасно играл на рояле и сочинял музыку. В Симбирске даже продавался сборник его нот – 12 небольших пьес: элегия, марш, полька, мазурка и др. Вольсов организовал в Симбирске драматический кружок, ставил спектакли и играл в них.
В советское время Вольсов был руководителем театральной секции губисполкома. Увлекался всеми передовыми идеями. В 20-х годах в его доме работал радиоприёмник с антенной и питанием от аккумулятора.
Из господ в товарищи
В отличие от ушедшего с белыми Ливчака Вольсов, вообще, встретил революцию сочувственно. Даже гимн «Возрождение» сочинил, который был впоследствии исполнен
в городском театре. И при всех потрясениях остался руководить городским хозяйством. В 1932 году пленум горисполкома отметил, что он остался на посту в «острый момент гражданской войны», приняв всю тяжесть технического руководства коммунальным хозяйством, продолжал работу в годы голода и эпидемий, руководил укреплением от оползней оврага реки Симбирки и волжского косогора, сооружением городской канализации, составлением проекта планировки города.
Инженерное образование очень пригодились архитектору, когда в 1918-1934 гг. он заведовал городскими электрической и водопроводной станциями. В разное время он был инженером по архитектурно-дорожной части, губернским архитектором, заведующим секцией по благоустройству Ульяновска, заместителем заведующего Горкоммунотделом. И в депутатах горсовета побывал. И хотя создавать архитектурные шедевры в эти годы Вольсову не пришлось, кое-какие «изюминки» были. В этот период он обратился к тогдашнему мейнстриму – советскому конструктивизму, построив больничный корпус в Заволжье при патронном заводе (1933 г.) Кстати, здание не взято под какую-либо охрану и, скорее всего, будет снесено.
По проектам и под руководством Вольсова велась перестройка интерьера здания бывшего уездного земства (Дом офицеров), восстановлен после пожара кинотеатр «Художественный» (бывший «Ампир»).
В 1924 году был объявлен конкурс на проект памятника Борцам революции – красноармейцам, погибшим в боях за освобождение Симбирска. Победил проект Вольсова, хотя поначалу в конкурсе он даже не заявлялся.
– В конкурсе участвовал сам Аркадий Пластов с целой скульптурной группой. Причина решения понятна: в итоге оказалось, что ни на один из представленных проектов просто нет денег. В последний момент было представлено простое решение от Вольсова – обелиск – которое в итоге и приняли, – рассказывает краевед Иван Сивопляс. – Памятник на Венце торжественно открыли 7 ноября 1927 года.
Первая реставрация домамузея Ленина в 1928-1929 годах тоже прошла при участии Феофана Евтихиевича. Когда угроза нависла над памятником Карамзину, чугунной оградой особняка Шатрова (дворец бракосочетаний), Вольсову и другим энтузиастам удалось их спасти.
В 1934 году Вольсов был переведён из Ульяновска в Москву – во Всесоюзный совет коммунального хозяйства как опытный «оползневик». Скончался в феврале 1945 года, на 66-м году жизни, оставив память о себе на улицах нашего города.
Основные архитектурные работы Ф.Е. Вольсова в Симбирске-Ульяновске:
ⱱ Доходный дом Токарева с типографией (Гончарова, 50), 1913-1914 гг.
ⱱ Доходный дом Кудряшова (Гончарова, 13), 1910 г., возможно, в соавторстве с Ливчаком.
ⱱ Доходный дом Зимнинских (Ленина, 51), 1913-1914 гг.
ⱱ Городская электростанция (Минаева, 46).
ⱱ Училище имени Гоголя (ныне дом творчества детей и молодёжи Ленинского района, Красноармейская, 53), 1910-1911 гг., возможно, в соавторстве с Ливчаком.
ⱱ Пожарное депо (Пожарный переулок, 6), 1913 г.