Инстинкт или воображение
Вероника Малова, АиФ - Ульяновск: - Людмила Владимировна, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. Отчего зависят детские фобии?
Людмила Шеймухова: - По мере взросления эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально-обусловленными, окрашенными способностью сопереживать другим, чувством стыда, вины, гордости, самолюбия и т.п. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.
Чтобы помочь, для начала родителям надо научиться отличать страх как проявление инстинкта самосохранения и имеющего защитную функцию, от страха невротического. Последний носит хронический характер и обусловлен не столько ситуацией, сколько воображением.
- А какая разница между этими двумя видами страха?
- Инстинктивный страх кратковременен, обратим, и исчезает сам. Он не затрагивает глубоко ценностные ориентации, не влияет существенно на характер, поведение и взаимоотношения с людьми. Невротический мешает человеку жить, принимает крайние формы выражения.
Родители как повод для кошмара
- Известно, что возрастными фобиями отличаются эмоционально чувствительные дети. На фоне чего возникают страхи?
- Здесь несколько факторов: наличие страхов у родителей. Ребенок «заражается» поведением мамы с папой, если они сами чего-то постоянно опасаются. Как следствие, у таких деток появляется неуверенность в себе, а в некоторых случаях страхи приобретают форму ночных кошмаров. Отдельную роль играют тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Часто родители сами навязывают ту или иную фобию фразами типа: «Не ходи туда, там злая собака бегает – укусит!», «Нужно одеться теплее, а то на улице холодно – простудишься!».
А чего стоят многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: «Кушай кашу, а то бабайка придет и съест тебя!». «Не перестанешь плакать, я тебя тете доктору отдам, она тебе укольчик сделает!» А ведь ваше маленькое чудо искренне верит этим, казалось бы, несерьезным увещеваниям.
- А, правда, что конфликты в семье, родительские запреты, постоянная занятость отца на работе вносят свою долю в испуги ребёнка?
- Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или, наоборот, полное предоставление свободы ребенку, оговорки, например, «Давай ты (супруг) будешь воспитывать/наказывать сына, а то мне его жалко», «Не надо, отец, ругать дочь, я лучше знаю, как обращаться с девочкой» делают свое недоброе дело в формировании испугов. В этом же ряду отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков. Здесь и неполные семьи, где отец испаряется после развода и мать запрещает видеться, и даже полные, где папа исполняет роль исключительно добытчика, а ребенка видит, в основном, спящим. И не забываем, что воспитатели детских садов, учителя, врачи главным образом женщины. Конечно же, конфликтные отношения между родителями, когда ребенок опасается, не распадётся ли семья, а для него это целый мир, наносят малышу психологическую травму, также как и испуг от многочисленных историй со злыми собаками. Эти дети с искажённым переживаниями не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
Всё будет хорошо
- А некоторые родители, наоборот, прибегают к «закаливанию», по пословице клин клином вышибают - борются со страхами с помощью еще больших страхов…
- Да, нам, психологам, известен такой вид «излечения», когда кроху одного закрывают в комнате, если он страшиться темноты, считая, что так он быстрее привыкнет и перестанет бояться. Но это лишь еще больше напугает малыша, не говоря о том, что он может испытать стресс, который способен привести к неврозу, заиканию и даже отклонениям в развитии.
- Так, кто и как должен научить ребенка разумности и осторожности, не превратить его в паникера и труса?
- Конечно, в первую очередь, это родители, бабушки с дедушками. Истинная цель «безопасного» воспитания – внушить растущему человеку уверенность в его возможностях, в том, что, если он будет соблюдать определенные правила, то навряд ли попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Советы психолога
Что не надо говорить детям? |
Что лучше сказать |
Не разговаривай с незнакомыми людьми |
С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом… |
Никому не говори свой адрес и телефон |
Большинство людей заслуживают доверия, но… |
Тебя могут украсть |
С тобой все будет хорошо, если… |
Детям без взрослых гулять очень опасно |
Ты можешь обратиться за помощью… |
В наши дни нельзя никому доверять |
Я знаю, что в этой ситуации ты справишься, а если возникнут трудности, ты всегда можешь обратиться ко мне. |
По материалам областного Центра медицинской профилактики