С 7 по 12 декабря в девятый раз на площадке Ульяновского драматического театра им. Ивана Гончарова состоялся театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы». Этот праздник сценического искусства проходит далеко не в первый раз, но в этом году даже само название фестиваля звучит по-особому. Разбираемся почему…
Заграницу представили армяне
Как и в предыдущие восемь лет, ульяновскому зрителю представлены спектакли, посвящённые истории нашей Родины. На этот раз гостями Ульяновска стали театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Норильска, Курска, Кинешмы, Уфы и Еревана. Стоит напомнить, что в 2013 году, когда состоялся первый такой фестиваль, поводом стал 250-летний юбилей историографа государства Российского Николая Михайловича Карамзина, уроженца Симбирской губернии. И за восемь лет его лауреатами становились театральные коллективы из многих стран мира: Беларуси и Молдовы, Армении, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, США, Швейцарии и Донецкой Народной Республики – до того как она стала частью России. Впрочем, несмотря на всю сложность международной ситуации, международный статус фестиваля подтверждён и в этом году – на этот раз участием Ереванского государственного театра музыкальной комедии имени Акопа Пароняна. А тон на этот раз задал Норильский Заполярный драматический театр им. Владимира Маяковского, который открыл фестивальную программу драмой «Ополченский романс», поставленный по одноимённому произведению Захара Прилепина. Сам автор определил жанр этой книги как пунктирный роман, или роман в рассказах, объединённых единым местом и временем действия, а также лирической песенной интонацией. Автор инсценировки Михаил Ярош-Барский сознательно сделал главный акцент не на боевых действиях, а на той самой лирической составляющей, на личностях героев, оказавшихся в центре трагических событий 2014 года и последующих лет – вплоть до ввода на территорию Донбасса Российской армии.
Анна Бабанова, главный режиссёр Норильского Заполярного театра, вкратце рассказала историю создания спектакля: «Когда началась специальная военная операция, сразу возникло желание что-то сделать, как-то помочь… Позвонила Захару Прилепину, зная, что он человек, во-первых, близкий театру, а во-вторых, участник событий в Донбассе. И он предложил поставить спектакль «Ополченский романс», Сначала у меня были сомнения – я же женщина, я не знаю, что такое война… Но он сказал: «А вы попробуйте…» Прочла книгу, а потом с удивлением обнаружила, что у нас есть ребята, которые участвовали в событиях 2014 года в Донбассе, ополченцы. Из Норильска, города всего-то со 170-тысячным населением, как выяснилось, двести человек ушли тогда добровольцами в Донбасс. И многие из них стали практически соавторами инсценировки. А потом участвовали в каждой репетиции, приходили в театр вечерами после работы… И их советы, их замечания, их взгляды, которыми они охотно делились, нам очень помогли. И ребята, вернувшиеся с СВО, играют с нами финал спектакля. А для финала спектакля в Ульяновске мы пригласили ваших ветеранов СВО…»
От ополчения до ополчения
Вообще-то программа фестиваля традиционно охватывает разные периоды российской истории. И на этот раз представлены спектакли, отражающие события четырёх столетий начиная с первого народного ополчения, которое действовало в Смутное время - с 1611 года. Кинешемский драматический театр имени Александра Островского сегодня, 11 декабря, представляет историческую хронику «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», повествующую о массовом патриотическом движении в период борьбы с польской интервенцией в начале XVII века.
Два спектакля, действие которых происходит в годы Великой Отечественной войны, представил коллектив, который прибыл буквально с линии фронта, - Курский государственный драматический театр имени Пушкина. Уральская история драматурга Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» – пронзительная история о любви, надеждах и широте русской души и о наших бессмертных героях... Впрочем, и «Альпийская баллада» Василя Быкова – о том же: место любви есть даже в самые тяжёлые времена и при самых трагических обстоятельствах. Директор Ульяновского драматического театра Наталья Никонорова сообщила, что, едва началось вторжение в Курскую область, коллектив Ульяновского театра оказал материальную поддержку своим коллегам из Курска, а потом было принято решение пригласить их к нам на фестиваль: «Мы очень хотели бы их обогреть, создать добрую атмосферу, чтобы они почувствовали себя не одинокими. В Курске театр временно не работает, и такие гастроли для них действительно очень своевременны…»
Не обойдена вниманием и тема вождей русской революции – Ленина и Сталина, но и здесь без любви не обошлось. Спектакль уникального театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга так и называется – «Любовь и Ленин», и повествует он о любовном треугольнике Ленин – Крупская – Арманд в период пребывания всех троих в парижской эмиграции. А «Капкан для Сталина» по произведению Лаши Бугадзе, которого в Москве называют грузинским Хармсом, так и вообще комедия, практически музыкальная. Во всяком случае, лейтмотивом почти всякого действия там является лихая грузинская песня «Дип-ди ла-о!». Правда, спектакль прозвучал на армянском языке, но перевод для лиц неармянской национальности был обеспечен.
А вот театр из Башкирии, Уфимский русский драматический театр, представил 12 декабря эпоху дворцовых переворотов восемнадцатого века на русском языке. Действие мюзикла «Голубая камея» происходит во время царствования Екатерины Великой. Так что большую часть исторических эпох можно считать охваченными. А остальные наверняка станут темами будущих фестивалей.
Идея становится всё более актуальной
Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова:
«Сама идея показа в Ульяновске исторических спектаклей нам дорога в принципе, а для сегодняшних дней она стала ещё более актуальной. Нам удалось выдержать международную составляющую фестиваля. Международное театральное сообщество у нас в этом году представляет Ереван. Когда рассматривали афишу фестиваля и там оказались представлены Ленин и Сталин, у меня, конечно, возникли вопросы, почему такие спектакли… Но, являясь родиной Владимира Ильича Ленина, мы однозначно имеем право позиционировать имя Ульянова-Ленина, хотя бы потому, его носит наш город и мы с ним соотносим практически все наши туристические бренды. И то, что есть спектакль с именем Ленина, – это, наверное, правильно для Ульяновска. Я жду аншлагов, оваций и хорошей, аргументированной, конструктивной критики».
Нужна была отвага…
Ольга Сенаторова, театральный критик, автор идеи фестиваля:
«Хочется высказать слова благодарности Ульяновской области и драматическому театру имени Ивана Александровича Гончарова за то внимание, которое здесь уделяется истории России. Едва зародился проект этого фестиваля, в театральной жизни страны только-только намечался этот процесс, когда театры обратились к исторической теме, к истории малой родины, к истории страны, её осмыслению. Мне кажется, что нужна была определённая отвага и смелость со стороны театра, чтобы принять этот проект в том ещё зачаточном состоянии, которое естественно для старта любого начинания. И жизнь показала, насколько организаторы оказались дальновидными. Сегодня практически во всех театрах России есть спектакли, посвящённые исторической теме, спектакли с краеведческим оттенком, в которых рассказывается о людях и событиях, произошедших на той или иной территории».
Мнение со стороны
Сергей Юрьев, писатель-фантаст:
«Любое театральное событие привлекает к себе внимание тех, кто любит и ценит театр как направление в искусстве, которое, несмотря на все современные тенденции, не стало частью рыночной экономики.
Для кого-то и патриотизм в последнее время стал товаром – это следует признать, но, с другой стороны, это не столько прихоть власть имущих, сколько запрос общества. Театр в силу своей специфики никогда не пойдёт на поводу ни у мельчающих стандартов массовой культуры, ни у хотелок тех, кто нами правит. Театр (в глобальном понимании этого слова) хранит традиции, держит художественный уровень, ищет новые, нестандартные сценические решения не потому, что кто-то обязывает актёров, режиссёров и прочих театральных деятелей это делать, а потому, что без этого они утратили бы интерес к труду, который перестал бы быть творческим. К сожалению, за последние годы в шоу-бизнесе и кинематографе появилась масса подделок патриотической направленности, сделанных бездарно, непрофессионально, «левой ногой». А ничто так не дискредитирует идею, как её бездарная пропаганда. К счастью, к театру это в большинстве случаев не относится. Поэтому, даже оказавшись в тренде, театр не ищет стандартных или лёгких путей. А значит, любовь к Родине, её истории, оптимизм по поводу её будущего здесь, как правило, продиктован не указивкой сверху, а внутренним позывом. Это и делает решение проблемы патриотического воспитания общества посредством театра наиболее интересным и перспективным. Вероятно, поэтому фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» уже девятый год находит неизменный отклик в сердцах жителей города».