1 сентября Ульяновский театр драмы скромно, но со вкусом открыл 239-й сезон. Впрочем, премьера, которой на сей раз актёры порадовали зрителей, как оказалось – только начало. Директор театра Наталья Никонорова пообещала, что продолжение будет, и за одной премьерой последуют ещё несколько – над которыми труппа неустанно работала всё минувшее лето.
Чтобы построить коммунизм, нужны деньги!
Впрочем, и праздник, состоявшийся 1 сентября, начался задолго до «третьего звонка». Концерт начался в фойе часом раньше, и многие актёры клялись в любви к Маяковскому, его стихи имели возможность прочесть даже те, кто «с улицы пришёл», и многие этим воспользовались.
Итак, режиссёр Максим Копылов, которому народная молва прочит место художественного руководителя театра, поставил спектакль «CONSTANTIA», в основе которого лежит практически забытая нашими современниками пьеса «Баня», которой «в обед» стукнуло 95 лет. Надо сказать, сюрреализм в этой пьесе заложен во всём – даже в названии. Сам Владимир Владимирович объяснил выбор названия так: «Баня — это единственное, чего в этой пьесе нет». Впрочем, не упоминается там ни разу и психиатрическая лечебница, а действия персонажей порой так напоминают поведение пациентов подобного учреждения. Причём, практически всех персонажей – и тех, кому автор сочувствует, и тех, кого глубоко и искренне презирает.
И несмотря на всё вышесказанное, пьеса Маяковского была весьма жизненна и жизнеспособна почти век назад, так и до сих пор не перестала быть актуальной, поскольку жизнь с той поры не стала менее безумной. Итак, сумасшедший изобретатель Чудаков (Александр Курзин) на пороге обретения власти над временем, его приятель кавалерист Велосипедкин (Виталий Злобин) горячо поддерживает его идеи и готов на всё, чтобы добыть то, чего нет – денег на создание машины, которая изменит мир.
С опорой на культовость
Но вот беда – деньги может выделить лишь товарищ Победоносиков – Главначпупс! А ему некогда! Он то позирует художнику Бельведонскому, творящему его «ретроспективный» портрет, то ездит в «командировки» со стенографисткой, то диктует тексты своих выдающихся речей (копирайтеров ещё не было в те тяжёлые для бюрократов времена). В общем, беда-беда… И всё это происходит на фоне музыкальной темы «Прекрасное далёко» из культового советского фильма. Впрочем, аллюзии на этом не кончаются! Изобретатель Чудаков хоть и придерживается идей марксизма-ленинизма, как две капли воды похож на другого безумца - доктора Брауна из явно буржуазного фильма «Назад в будущее». А роботесса, явившаяся из «грядущих светлых лет», чтобы забрать достойных, тоже кого-то напоминает… В общем, не спектакль, а сплошное хулиганство, в котором, незабвенный Владимир Владимирович, возможно и сам не узнал бы свою пьесу.
Несмотря на явный сюрреализм происходящего, известная логика в нём есть, и даже финал полон неожиданного оптимизма. Да, у людей есть недостатки, они многого не понимают, страдают из-за ерунды, и всё же почти в каждом находится что-то такое, что позволяет «гостье из будущего» выдать им билет в эпоху всеобщего счастья. Это сейчас мы понимаем, что её, эпохи этой, скорее всего не будет – слишком туманно будущее, хотя всем нам неустанно стараются сделать прививку исторического оптимизма. И ведь получается. Верить-то во что-то хочется, кроме Царствия Небесного…
Только самые махровые бюрократы и паразиты остаются «за бортом», а значит, вера в светлое будущее неотделима от веры в справедливость. И это, скорее, хорошо, чем наоборот.