Ситуацию на рынке детской литературы сегодня определяет потребительский консерватизм. Своеобразным знаком качества являются «старые» авторы: Пушкин, Маршак, Михалков, Остер, Успенский, Барто, Носов. В лидерах по-прежнему – Незнайка, Буратино, Винни-Пух. Именно эти книги покупаются, поэтому издательства формируют книжные серии с расчётом на ностальгию бабушек.
В минувшем году рынок детской литературы упал на 7 процентов, в этом, по прогнозам, упадёт ещё на 22 процента. Новое время – новые тенденции. В два раза выросли продажи электронных книг, хотя половина школьников всё ещё предпочитает бумажные книги. Но цена их растёт, а тиражи падают. Литературы для подростков становится меньше, и они переключаются на книги для взрослых. Новых детских писателей мало: их трудно «выращивать».
Об этом и о многом другом говорила в своём докладе на состоявшейся в Ульяновске международной научно-практической конференции «Детский читающий мир» главный редактор департамента детской литературы издательства «АСТ» (Москва) Ольга Муравьёва. Она ответила на несколько вопросов для «АиФ-Ульяновск».
Новое время – новые тенденции
С. Гогин: Судя по всему, есть вечная обойма детских писателей, ставших классиками, которых продолжают издавать: Маршак, Чуковский, Барто, Михалков… Это проверенная временем литература: родители покупают детям книги, на которых сами выросли. Что в этой ситуации делать хорошим, но пока неизвестным детским писателям? Присылать в издательства рукописи наудачу? Участвовать в конкурсах?
О. Муравьёва: Разделю ответ на две части. Во-первых, скоро это время пройдёт. Имена Маршака, Барто и Михалкова ещё продержатся, может быть, лет десять и потихоньку будут сходить на нет, их место будут занимать другие имена, более поздние: Усачёв, Бородицкая, Москвина, Собакин и так далее. Современные родители говорят на несколько другом языке, не на том, на котором говорили эти классики. Классики останутся классиками, но точно так, как для современных школьников трудно читать Достоевского, Толстого и Гоголя (и дети не скрывают этого), – то же самое будет и с детской книгой.
Второе: как пробиться. Трудно, на самом деле. Поймите правильно: мне как издателю необходимо вернуть деньги. И чем быстрее я их верну, тем быстрее смогу вложить в следующий проект, причём себестоимость книги не должна превышать определённого уровня. Есть ещё такой показатель, как оборачиваемость. Если я кладу книгу на склад, и она так лежит год (хотя должна «отработать себя» за полгода), то это неправильно. А что я могу продать за шесть месяцев? Маршака, Барто и Михалкова. А на нового автора, какой бы он хороший ни был, я должна потратить как минимум год.
– И как вы это объясняете? И можно ли что-то поменять?
– Мы издавали книги победителей прошлого конкурса имени Михалкова. Первое место тогда не получил никто, второе место – Наталья Богатырёва, которая написала сказку-эпос, и третье место разделили две книги – очень чистый и прозрачный поэтический сборник Натальи Волковой и сказка Александра Адабашьяна и Анны Чернаковой «Хрустальный ключ». Не самое, может быть, лучшее – с художественной точки зрения – произведение Адабашьяна было продано за три месяца, потому что – медийное лицо и фамилия! Достаточно ему было съездить в два города, представить книгу – тираж разошёлся. Книга Волковой продавалась около года, а Богатырёва до сих пор есть на складе. Что хочешь, то и делай. Реклама в детской литературе не работает. Ты в жизни не заставишь бабушку вынуть 500 рублей и заплатить за книгу неизвестного писателя. Естественно, её выбор падёт на классика, а не на Иванова-Петрова-Сидорова.
Ивент-менеджер не спасёт?
– Но ведь продвижение – это работа издательства…
– Это часть работы. Да, у нас при департаменте есть так называемый ивент-менеджер: она организует всякие выставки, встречи с читателями в магазинах и клубах. У нас есть заместители директора по маркетингу и продажам, есть пиар-отдел, организующий глобальные читательские программы – в школах, детских садах, библиотеках. Но ты можешь привлечь всех, вплоть до президента, и мало что получится: придут, посмотрят, скажут спасибо. Не осталось детских издательств: есть «Эксмо», АСТ и их филиалы. Монополия.
– А вот Андрей Усачёв говорил, что у него нет проблем с выбором издательств: не одно, так другое возьмёт книгу.
– Усачёв выбрал очень хорошую позицию: он никому не отдает эксклюзивные права. К тому же он очень активный человек.
– Но ведь и Успенский не всегда был знаменитым Успенским, и тот же Усачёв. Они все начинали с первой книги.
– Они начинали в другие времена. Конечно, у Усачёва первая книга вышла в 1985 году в издательстве «Детская литература», вторая – в издательстве «Малыш», Эдуард Успенский начинал с реприз для наших юмористов-эстрадников. Но этим людям сильно помогли мультфильмы: если бы не мультфильмы, не было бы такой раскрутки. А теперь студии анимации им помочь не могут: для создания одного мультфильма надо 2 миллиона долларов.
– А вы как издатель не рассматриваете вложения в молодого автора как венчурный проект, который потом окупится?
– Есть какие-то механизмы. Например, мне позвонил детский поэт Михаил Яснов и сказал: «Есть такая Анастасия Орлова, обрати на неё внимание». Мы пробили для неё проект, пять или шесть тонких книг-брошюр. Но всё равно не тот «выхлоп», не тот успех.
– Это проблема аудитории или издательства?
– Это вообще глобальная проблема. В том числе родителей, которым некогда читать самим. Было упущено время, потом опомнились, стали говорить: «Дети не читают! Что делать?»
– В классической рыночной ситуации, например, на Западе, какой процент от общих расходов запланирует издательство на продвижение автора или книги?
– Там тоже не дураки. В Париже исчезли книжные магазины, при том что там роскошные издательства. Везде одни и те же тенденции: издатели кучкуются, создают холдинги, переходят на брошюрную продукцию, потому что так дешевле, развиваются продажи по интернету. А продвижение…Продвигают только то, что продаётся, – это закон рекламы. И здесь то же самое.
Замечательный питерский художник Николай Воронцов придумал Кота Помпона, сделал пять книг, гонорары неподъёмные, мы их отбиваем только со второго тиража, а если ещё вкладывать в продвижение? Ну, мы сшили ростовую куклу этого кота и гоняем по всем мероприятиям, но книжка дешёвая, 112 рублей, и на рекламу уже не остаётся. К тому же негде рекламировать. Исчезли критики как класс. Раньше был профессиональный журнал «Детская литература», который редактировал писатель Сергей Алексеев. Из журналов остался лишь «Мурзилка». Даже если мы там что-то опубликуем – не бог весть. Только через блоги, через сайты, через интернет – это окупается, здесь есть точка роста.
Как выбирать книгу для малыша?
– Помните ли вы историю успеха, когда в груде рукописей, пришедших в редакцию, вы находите жемчужное зерно, а потом этот писатель становится популярным?
– За 25 лет моей работы в издательстве «Малыш» был только один случай. Профессиональные рукописи редко приходят самотёком. Как правило, работают рекомендации. Звонит мне Усачёв и говорит: «Есть Галина Дядина, у неё замечательные стихи». У нас тоже своё сарафанное радио.
– У вас есть рекомендации родителям – как выбирать детскую книгу?
– Это трудно. Ребёнок к пяти годам должен прочитать определённое количество произведений, а всё, что сверх того, – это факультатив. У родителей, как правило, нет времени стоять у книжной полки и выбирать книжку. Для этого надо обладать знаниями, рыться в интернете. Поэтому, как правило, все и берут классику. К тому же – а судьи кто? Библиотекарь может посоветовать, но тогда у него для этого должны быть знания. Не каждый учитель может посоветовать. Всё субъективно. Молодые писатели есть, но их очень мало. Думаю, в интернет надо ходить за информацией, читать обсуждения в блогах.