Примерное время чтения: 6 минут
365

Клубок интриг и предательств. Смешение эпох в фойе ульяновского театра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ - Ульяновск 50 15/12/2021
Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Минувшая неделя ознаменовалась не просто очередной премьерой в Ульяновском театре драмы, а спектаклем, который зрители ждали все последние полгода. Вскоре после вступления в должность новый художественный руководитель театра Владимир Золотарь заявил, что постарается включить в репертуар все три эскиза спектаклей, которые были представлены в мае сего года на творческой лаборатории Олега Лоевского. И вот – обещание на треть уже выполнено.

Спектакль – это вам не фильм

К сожалению, спектакль «Лев зимой» по пьесе американского драматурга Джеймса Голдмена увидеть смогут немногие. Вся проблема в том, что действо проходит не на сцене, что на виду у всего зрительного зала, а в фойе, где можно разместить не более полусотни зрительских мест. Можно, конечно, посмотреть фильм – это историческое произведение было, как минимум, дважды экранизировано – в 1968 году это сделал Энтони Харви, а в 2003 - Андрей Кончаловский. Оба фильма, конечно, хороши – каждый по-своему, но очень далеки от замысла Алессандры Джунтини – итальянского режиссёра, которая живёт и работает преимущественно в России.

Кстати, стоит напомнить, что та творческая лаборатория, что случилась в конце весны, была в значительной степени посвящена памяти Юрия Копылова: все три пьесы, что были на ней представлены, когда-то шли на ульяновской сцене в трактовке Юрия Семёновича. А его спектакль «Лев зимой», поставленный на рубеже тысячелетий, исполнял поистине звёздный актёрский состав – в том числе, Клара Шадько, Валерий Шейман и Борис Александров.  Соперничать с таким режиссёром и с такими актёрами никто и не собирался. Алессандра Джунтини просто сделала всё иначе, совершенно не снижая «градус» драматизма сюжета и остроты страстей. Впрочем, те, кто видел и майский эскиз, и декабрьский спектакль, большой разницы между ними едва ли заметили, но это, скорее, говорит о том, что за те несколько дней, что были отпущены на эскиз, режиссёр и актёры сумели сделать то, на что обычно требуются недели репетиций. Так что оставалось только «отточить» отдельные сюжетные моменты, и что-то изменить в костюмах и реквизите.

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Итак! 1183 год, канун Рождества… Клубок интриг, противостояния, заговоров, предательств… Король Англии Генрих II ещё старается править твёрдой рукой, желая, чтобы его воля пережила его самого. Его законная супруга и официальная любовница, а также трое сыновей делят власть, влияние, и каждый, естественно печётся о своих интересах. И каждый по-своему любит всех остальных членов семьи без исключения, и каждый готов пожертвовать любым из них, лишь бы всё свершилось в соответствии с его волей.

Какая разница, где тебя настигнет искусство!

Впрочем, временами кажется, что действие происходит вовсе не в замке Шинон, резиденции английского короля в его французских владениях, а прихожей коммунальной квартиры, и делят родственнички не Аквитанию или Бретань, а столы на общей кухне. Сам руководитель театральной лаборатории Олег Лоевский не видит проблемы в смешении эпох и костюмов: «Подобный внутрисемейный «замес» актуален и для сегодняшнего дня. Люди и есть люди, не зависимо от той эпохи, в которой живут. Они борются, страдают, надеются и теряют. И какая разница, где тебя настигнет искусство! Прелесть сегодняшнего театра в том, что каждый зритель может найти в нём что-то своё. Главное – есть артист, который может рассказать что-то новое о человеке. Кроме человека, в мире мало такого, что действительно интересно».

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

И действительно, каждый герой спектакля – не просто исторический персонаж, но и личность с уникальными чертами характера, интересами, слабостями, способностями. Генрих II, король Англии, в исполнении Марка Щербакова – несмотря на железную волю, не чужд затаённой сентиментальности. Элис, его возлюбленная (Валерия Шевченко), хоть и невеста наследника престола, хоть и живёт чувствами, но прагматично смотрит в будущее. Безвольный и слабый принц Джон (Виталий Злобин) всё-таки готов соперничать за престол со свирепым братом (Артем Трохинов) – тем, кто останется в истории как Ричард-Львиное сердце. А Джеффри, средний сын (Александр Лебедев) будто списан к главного маньяка-убийцы из фильма «Город Грехов», но при этом выглядит куда большим интеллигентом, чем все прочие персонажи, включая мать-королеву (Оксана Романова) и Филиппа, короля Франции (Сергей Чиненов).

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Впрочем, несмотря на суровость нравов, во время спектакля никто из августейших особ сильно не пострадал… Итак, премьера состоялась, и теперь очередь за двумя остальными спектаклями из майской лаборатории – «Шлюк и Яу» от немецкого драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 год, Герхарта Гауптмана и «Обрыв» от нашего земляка-классика Ивана Гончарова. Буде надеяться, что ждать осталось недолго…

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах