Минувшая неделя ознаменовалась не просто очередной премьерой в Ульяновском театре драмы, а спектаклем, который зрители ждали все последние полгода. Вскоре после вступления в должность новый художественный руководитель театра Владимир Золотарь заявил, что постарается включить в репертуар все три эскиза спектаклей, которые были представлены в мае сего года на творческой лаборатории Олега Лоевского. И вот – обещание на треть уже выполнено.
Спектакль – это вам не фильм
К сожалению, спектакль «Лев зимой» по пьесе американского драматурга Джеймса Голдмена увидеть смогут немногие. Вся проблема в том, что действо проходит не на сцене, что на виду у всего зрительного зала, а в фойе, где можно разместить не более полусотни зрительских мест. Можно, конечно, посмотреть фильм – это историческое произведение было, как минимум, дважды экранизировано – в 1968 году это сделал Энтони Харви, а в 2003 - Андрей Кончаловский. Оба фильма, конечно, хороши – каждый по-своему, но очень далеки от замысла Алессандры Джунтини – итальянского режиссёра, которая живёт и работает преимущественно в России.
Кстати, стоит напомнить, что та творческая лаборатория, что случилась в конце весны, была в значительной степени посвящена памяти Юрия Копылова: все три пьесы, что были на ней представлены, когда-то шли на ульяновской сцене в трактовке Юрия Семёновича. А его спектакль «Лев зимой», поставленный на рубеже тысячелетий, исполнял поистине звёздный актёрский состав – в том числе, Клара Шадько, Валерий Шейман и Борис Александров. Соперничать с таким режиссёром и с такими актёрами никто и не собирался. Алессандра Джунтини просто сделала всё иначе, совершенно не снижая «градус» драматизма сюжета и остроты страстей. Впрочем, те, кто видел и майский эскиз, и декабрьский спектакль, большой разницы между ними едва ли заметили, но это, скорее, говорит о том, что за те несколько дней, что были отпущены на эскиз, режиссёр и актёры сумели сделать то, на что обычно требуются недели репетиций. Так что оставалось только «отточить» отдельные сюжетные моменты, и что-то изменить в костюмах и реквизите.
Итак! 1183 год, канун Рождества… Клубок интриг, противостояния, заговоров, предательств… Король Англии Генрих II ещё старается править твёрдой рукой, желая, чтобы его воля пережила его самого. Его законная супруга и официальная любовница, а также трое сыновей делят власть, влияние, и каждый, естественно печётся о своих интересах. И каждый по-своему любит всех остальных членов семьи без исключения, и каждый готов пожертвовать любым из них, лишь бы всё свершилось в соответствии с его волей.
Какая разница, где тебя настигнет искусство!
Впрочем, временами кажется, что действие происходит вовсе не в замке Шинон, резиденции английского короля в его французских владениях, а прихожей коммунальной квартиры, и делят родственнички не Аквитанию или Бретань, а столы на общей кухне. Сам руководитель театральной лаборатории Олег Лоевский не видит проблемы в смешении эпох и костюмов: «Подобный внутрисемейный «замес» актуален и для сегодняшнего дня. Люди и есть люди, не зависимо от той эпохи, в которой живут. Они борются, страдают, надеются и теряют. И какая разница, где тебя настигнет искусство! Прелесть сегодняшнего театра в том, что каждый зритель может найти в нём что-то своё. Главное – есть артист, который может рассказать что-то новое о человеке. Кроме человека, в мире мало такого, что действительно интересно».
И действительно, каждый герой спектакля – не просто исторический персонаж, но и личность с уникальными чертами характера, интересами, слабостями, способностями. Генрих II, король Англии, в исполнении Марка Щербакова – несмотря на железную волю, не чужд затаённой сентиментальности. Элис, его возлюбленная (Валерия Шевченко), хоть и невеста наследника престола, хоть и живёт чувствами, но прагматично смотрит в будущее. Безвольный и слабый принц Джон (Виталий Злобин) всё-таки готов соперничать за престол со свирепым братом (Артем Трохинов) – тем, кто останется в истории как Ричард-Львиное сердце. А Джеффри, средний сын (Александр Лебедев) будто списан к главного маньяка-убийцы из фильма «Город Грехов», но при этом выглядит куда большим интеллигентом, чем все прочие персонажи, включая мать-королеву (Оксана Романова) и Филиппа, короля Франции (Сергей Чиненов).
Впрочем, несмотря на суровость нравов, во время спектакля никто из августейших особ сильно не пострадал… Итак, премьера состоялась, и теперь очередь за двумя остальными спектаклями из майской лаборатории – «Шлюк и Яу» от немецкого драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 год, Герхарта Гауптмана и «Обрыв» от нашего земляка-классика Ивана Гончарова. Буде надеяться, что ждать осталось недолго…