Философия разрушения
Например, в районной газете «Искра» в 1968 году появилась заметка, где рассказывалось о том, в какой роскоши жили помещики и прочие местные богатеи Корпачев, Горшков, Баканов, Бритшев, Козлов и Гельцер, которые «владели землей и всеми другими местными богатствами, жестоко угнетая народ, и за счет ограбления крестьян устраивали пышные кутежи». Подпольщики, впрочем, тоже развлекались, как могли - баловались спичками, спалив намолоченный хлеб на гумнах помещиков, дом попа, дом помещика Корпачева и мануфактурную лавку торговца Цыпленкова. В число подпольщиков, по словам автора статьи, входил и Андрей Суслов, отец главного советского идеолога хрущевских и брежневских времен Михаила Андреевича Суслова. Сам Михаил Андреевич родился в этом же селе в 1902 году, и было ему три годика, когда один из местных богатеев, немец Андрей Гельцер, построил здесь уникальную водяную мельницу, которую в народе так и прозвали – Немцова мельница.
По воспоминаниям местных жителей, рядом стоял барак, рассчитанный на 120 рабочих, которые занимались погрузкой, разгрузкой и транспортировкой зерна и муки. Причем предприятие было настолько технически совершенным, что способно было производить муку нескольких сортов, и пользовалась она спросом по всей России – от Северного Кавказа до Архангельской губернии.
Нет хозяина – нет жизни
Сам хозяин предприятия, как ни удивительно, революцию 1917 года пережил, и только перед Великой Отечественной войной был сослан в Казахстан вместе со всеми немцами Поволжья. Там его следы теряются, а вот построенная им мельница проработала почти столетие, и, как вспоминают жители Шаховского, была заброшена всего лет семь назад – когда умер последний мельник. Как водится, сразу началось расхищение проработавшего почти век оборудования – что плохо лежит, то в хозяйстве пригодится… И буквально за несколько лет трехэтажное деревянное здание пришло в полную негодность – под полом образовалось болото, да и дощатые перекрытия прогнили настолько, что теперь, стоя на первом этаже, сквозь щели можно видеть небо.
Мельница была обнаружена сотрудниками комитета по культурному наследию Ульяновской области во время последней инвентаризации исторических памятников, но, увы, было уже поздно ставить на государственную охрану этот уникальный объект, подобного которому нет ни в нашем регионе, ни, скорее всего, ни в одном из соседних. Сейчас уже никто не возьмется ни за восстановление, ни за реставрацию этого уникального памятника, который еще несколько лет назад и не требовал восстановления, а лишь сохранения.
Возвращение святынь
Больше повезло другому историческому памятнику села Шаховское. В 1762 году майор князь Никита Шаховской, владелец села Покровское (так тогда Шаховское называлось), «по удовлетворенному его прошению священным синодом, возвел величественную церковь из красного кирпича». До постройки храма в деревне насчитывалось сто дворов, но вскоре село прославилось своими талантливыми богомазами, чьи иконы расходились по всей России. Были здесь кузнечные и столярные мастерские, славилось село также мастерами, умеющими ладить сани, телеги и кадушки.
После 1925 года, как и многие церковные сооружения, церковь использовалась под библиотеку, сельский клуб, овощехранилище. Храм этот долгое время пребывал в запустении. Были и попытки снести его, поскольку рядом находится дом, где родился Михаил Суслов, а такое соседство считалось идеологически неверным. Но стены устояли. Сейчас жители села собирают средства на восстановление храма, и отдельные работы по его восстановлению уже проведены – покрашены купола, да и у стен появились строительные леса. Силами прихожан в храме изготовлен иконостас с полным набором икон, а в алтаре установлены новый престол и жертвенник.
Удивительно, но восстановление церкви в соседнем селе Холстовка началось еще до распада СССР – в конце 80-х годов прошлого века. Деревянная Церковь во имя Архистратига Михаила была построена на средства жителей села в 1886 году и отличается оригинальным архитектурным решением – высокая деревянная колокольня и сейчас видна со всей округи, а теперь даже слышен звон ее колоколов. Правда, те колокола, что были изначально, были сброшены с нее еще в 30-е годы – для этого не поленились прорубить специальные проемы. Но сейчас здесь другие колокола – собранные по разрушенным храмам. На одном из них видна надпись «Сей колокол лит в Екатеринбурге в 1744 году». Сохранилась и могила первого священника, который служил в этом храме, отца Петра, который умер в 1906 году.
Местный живописец написал новый иконостас, но есть здесь и старые иконы, которые бережно сохранили «до лучших времен» жители села. Службы здесь ведутся с начала 90-х годов, однако, как и мельница Гельцера, этот памятник деревянного зодчества «по недосмотру» так и не был поставлен на государственную охрану, и только сейчас эта процедура запущена.
Но, увы, это далеко не единственный пример, когда об исторических памятниках просто забывают. Церковь, которая выпала из поля зрения чиновников, спасли сами селяне, а вот мельница, которую еще так недавно можно было сохранить, спасти уже некому, поскольку ставить на государственную охрану то, что от нее осталось, уже поздно…