Дискуссии о том, чтобы создать в Ульяновске собственный Арбат, ведутся уже не первый год и даже не первое десятилетие, но до реализации этот проект никак не дойдёт. То денег нет, то места для пешеходной улицы не находится. И вот – концепция сменилась – вместо пешеходной улицы решено выделить территорию, где пешеходам «отдадут приоритет».
Эх, по булыжной мостовой!
Вообще-то за последние пару десятилетий, а то и более того, соображений по этому поводу высказывалось немало. Например, в первом апрельском номере одной из местных газет где-то в начале века высказывалась идея сделать пешеходной улицу Гончарова, а движение автотранспорта направить по подземному тоннелю с выездом возле бани на улице Мира. Когда был обнародован план развития города до 2020 года (так называемая «Стратегия-2020»), авторы данного документа списали эту шутейную идею практически слово в слово… Слава Богу, до дела тогда не дошло. И вот, взоры проектировщиков обратились к улице Федерации. Вроде бы – и в центре, и на отшибе, да ещё и с односторонним движением.
И всё-таки! Вроде как решено увеличить количество летних кафе, а «пешеходов сделать главными». Полностью перекрыть движение автотранспорта не удастся, поскольку там ещё и люди живут, а у них есть машины, которые надо где-то парковать, да и продукты по кафе и ресторанам по воздуху не полетят… Правда, и сейчас на отрезке протяжённостью менее полукилометра расположилось дюжина баров и ресторанов. Куда уж больше! Но, видимо, предела развитию нет. А там, глядишь, и местное население, которое там ещё осталось, разбежится. Жить-то рядом со злачными местами не слишком комфортно. О тишине придётся только мечтать. Но перспективная концепция благоустройства улицы Федерации, подготовленная Ульяновской региональной организацией «Союз архитекторов», была представлена ещё в конце весны на градостроительном совете при губернаторе Ульяновской области, была там обсуждена и даже одобрена. Правда, приведение фасадов в «исторический вид» возложено на собственников жилья за их же собственные средства. Конечно, например, Алексей Кравченко, владелец многих ресторанов на этой улице, не считает, что это слишком большие затраты. Но вот согласятся ли с ним люди, которые просто там живут – вопрос открытый.
Доживёт ли идея?
На самом деле, большая часть зданий здесь давно нуждается в капитальном ремонте, но собственников нередко сдерживает именно то, что здания – исторические, и простым ремонтом не обойдёшься, закон требует «научной реставрации», которая стоит несравненно дороже. Но в любом случае, если за казённый счёт получится отремонтировать проезжую часть и тротуары – это само по себе неплохо. А вот с тем, чтобы «сделать пешехода главным», наверняка возникнут проблемы.
Улица и сейчас превращена едва ли не в одну из самых заполненных автостоянок в городе, так что, ехать по ней можно только тщательно маневрируя между бамперами припаркованных машин. На соседних улицах – места для них не больше. Но и это хорошо. А нечего в ресторан за рулём ехать, а потом, будучи «под мухой» снова за руль садиться. Кстати, парковаться на улице Федерации можно будет только вдоль проезжей части, а не поперёк, что уменьшит вдвое число парковочных мест, да и те сделают платными! Директор агентства городских инициатив Алексей Гаев мыслит в этой связи довольно парадоксально: «Создание новых парковочных мест не сокращает их дефицит, а только увеличивает его!». Гениально! Так что, определённая логика в задумке есть. Только почему-то всё-таки кажется маловероятным, что дело дойдёт до дела. Вон прошлым летом парковку возле ЦУМа решили разогнать под некое «арт-пространство». Разогнали. Недели не прошло, как вернули всё в исходное состояние. И хорошо, что наспех выдвинутые идеи долго не живут… По крайней мере, на этапе реализации.