Что бы ни происходило, сельскохозяйственная продукция будет востребована, ведь кушать хочется всегда.
По данным регионального Министерства сельского хозяйства, в областном агропромышленном комплексе сегодня более 260 крупных и средних сельхозпредприятий, более 600 крестьянских (фермерских) и около 250 тысяч личных подсобных хозяйств. Даже в непростых экономических условиях аграрный сектор продолжает динамично развиваться.
- Областное правительство оказывает поддержку и частным, и государственным предприятиям, - говорит министр сельского хозяйства Александр ЯКУНИН. - Неверно жестко расставлять приоритеты при рассмотрении вопросов развития сельского хозяйства в будущем и отдавать "пальму первенства" либо крупным сельскохозяйственным холдингам, либо более мелким фермерским хозяйствам. В рамках реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы на поддержку растениеводства из бюджета области выделено 44,2 млн. рублей. Овощеводческие хозяйства получат 5,5 млн. рублей. Хозяйствам, занимающимся закладкой садов, выплатят 11 тыс. рублей за закладку гектара сада и 1 тыс. рублей за гектар работ по уходу за садами. Для стабилизации молочного рынка региона выделяются субсидии в размере 51,3 млн. рублей из федерального и областного бюджетов. Для компенсации затрат на животноводство выделено 25 млн. рублей. В следующем году на поддержку сельского хозяйства планируется направить до 500 миллионов рублей.
В рамках программы "Самозанятость" выделяются средства на развитие предпринимательства. Большинство предпринимателей решили организовать личные подворья. Казалось бы, дела идут неплохо. Однако "фермеры-середняки" остались как бы в стороне.
- Крупные агропромышленные комплексы, безусловно, рентабельны, - говорит директор крестьянско-фермерского хозяйства Елена КОЗЛОВА. - У них большие объемы, продукция реализуется быстро. Для нас закупочные цены на продукты достаточно низкие, а племенной скот очень дорогой. Деятельность нашего хозяйства, скорее, относится к аграрному туризму. Горожане, побывавшие у нас в гостях, покупают мясо значительно дороже, чем на рынке, - потому что своими глазами увидели, в каких условиях содержится скот, чем кормим. И молоко выгоднее продать непосредственно потребителю, чем сдавать на переработку. Осенью планируем организовать адресную доставку молока и молочных продуктов.
В развитых странах еда давно уже делится на органическую и неорганическую. Органическая стоит гораздо дороже, но люди готовы платить деньги, потому что она и вкуснее, и качественнее. Небольшим фермам выдерживать конкуренцию с крупными агрохолдингами все труднее. Хотя, по сути, нужно лишь правильно организовать процесс доставки продуктов от производителей к потребителям. И здесь без поддержки правительства не обойтись.