Пожалуй, ни один из объектов культурного наследия Ульяновска за последние годы не становился предметом таких бурных дискуссий, как Дом Курчатова, где семья будущего "отца" советской атомной бомбы жила какое-то время в начале XX века.
Созидательный компромисс
Все началось с "пикета профессоров", состоявшегося в начале марта, где общественность решительно заявила протест против разрушения исторического памятника. Действительно, создавалось впечатление, что начавшееся рядом строительство нанесет этому зданию невосполнимый ущерб - по стенам пошли трещины, возникла угроза обрушения перекрытий. Однако доказать, что причиной плачевного состояния здания стали именно строительные работы, не удалось. Даже предписание о приостановке стройки комитету по культурному наследию пришлось мотивировать тем, что застройщики не провели археологических исследований территории.
Возможно, именно мощный общественный резонанс заставил и застройщиков, и представителей власти искать неординарное для Ульяновска решение. 10 июня состоялось заседание научно-экспертного совета, где большинством голосов была утверждена концепция приспособления здания для современного использования. Дом Курчатова был включен в состав возводимого жилого комплекса при условии сохранения капитальных стен здания и создания на его площадях музея Курчатова. Такое решение устраивало почти всех. Впрочем, раздавались голоса, призывающие оставить строение в покое и ждать, когда в областном бюджете появятся средства на его научную реставрацию - порядка 50 миллионов рублей.
Кирпич на память
На позапрошлой неделе вдруг обнаружилось, что здания на месте нет, и волна протестов поднялась с новой силой. Позавчера на месте происшествия состоялась встреча всех заинтересованных сторон с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Здесь и выяснилось, что все идет "по плану", и проект воссоздания памятника согласован на всех уровнях. Здание не разрушено, а разобрано, и, по словам директора института "Спецпроектреставрация" Юрия Козлова, все кирпичи, необходимые для восстановления стен в их историческом облике, складированы и промаркированы.
Более того, будет воссоздана и первоначальная планировка внутренних помещений. Но и этот вариант устроил не всех. Например, краевед Сергей Петров предложил, раз уж здание все равно разрушено, оставить для потомков одну стену и повесить на ней мемориальную табличку "Здесь был Дом Курчатова".
Когда все расходились, он прихватил с собой на память один из кирпичей. Впрочем, этот факт едва ли сорвет программу восстановления. По словам Юрия Козлова, кирпичей для исторического фасада "отложено" с двукратным запасом . Он же назвал и примерные сроки окончания работ - лето будущего года.