На Международном экономическом форуме, который состоялся в июне 2009 года в Санкт-Петербурге, губернатор Сергей Морозов дал интервью корреспонденту ИА "Интерфакс-Поволжье".
- Сергей Иванович, вы привезли на Санкт-Петербургский экономический форум два крупных инвестиционных проекта, реализуемых в Ульяновской области: создание автотрассы "Волжский транзит", которая соединит Москву и Екатеринбург через Ульяновск, и создание особой портовой экономической зоны на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный". Прежде всего, удалось ли сделать шаг вперед в затянувшемся процессе ее официального создания?
- В рамках форума мы провели несколько встреч, в том числе с руководителем федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) Андреем Алпатовым, с представителями и руководителями различных департаментов министерства экономического развития, и надеемся, что в ближайшее время будет выпущено постановление правительства о создании ОЭЗ портового типа в аэропорту Ульяновска, а также будут расширены возможности для этих особых экономических зон. Дело в том, что сейчас в ОЭЗ портового типа разрешены только ремонт судов и авиатехники, а у нас есть возможность размещать там еще и производства, в том числе не связанные с авиацией. По крайней мере, уже сегодня у нас есть резиденты, которые вкладывают свои средства, даже не дожидаясь принятия такого решения, и создают предприятия.
- Кто эти инвесторы?
- Это как российские компании, которые работают на рынке авиационных и грузовых перевозок, так и иностранные компании, которые изъявили желание строить там свои заводы. Основные проекты связаны с авиацией, техническим обслуживанием воздушных судов, логистическими услугами. Желание работать в зоне "Ульяновск-Восточный" выразили Объединенная авиационная корпорация, компания "Эйр Бридж Карго" (строительство терминально-логистического комплекса), компания "Волга-Днепр-техник" и авиакомпания "Полет" (ремонт и техобслуживание самолетов). Что касается проектов, не связанных с авиацией, я воздержусь от того, чтобы озвучивать их сейчас. Мы завершаем переговоры с ними, и надеюсь, что в течение месяца мы уже сможем официально объявить руководству страны, населению, бизнес-кругам о подписании соответствующих инвестиционных соглашений. Могу только сказать, что это американские и германские компании, а проекты, которые они планируют реализовать, связаны с машиностроением, с производством комплектующих - одной из наиболее перспективных отраслей в ульяновской экономике, потому что по доле машиностроения Ульяновская область входит в пятерку ведущих регионов России.
- Могли бы вы назвать ожидаемый объем инвестиций со стороны этих компаний?
- По нашим оценкам, объем вложений частных инвесторов будет не менее 10 млрд. долларов. Это инвестиции со сторон всех компаний, участвующих в проекте, как российских, так и зарубежных.
- Когда проект заработает?
- Наша задача - чтобы в течение двух лет особая промышленная зона заработала в полную силу. По крайней мере, в этом году мы планируем вместе с федеральным центром вложить около 1 млрд. рублей в развитие инфраструктуры ОЭЗ, чтобы уже со следующего года она начала работать и предприятия начали приносить доход в бюджеты Ульяновской области и Российской Федерации. В этом году мы планируем подвести туда автомобильные дороги, газ, электроэнергию, решить проблемы с водоснабжением, водоотведением. То есть создать всю ту инженерную инфраструктуру, которая крайне необходима для создания там производств. Из федерального бюджета мы рассматриваем возможность получить порядка 700 млн. рублей, сами вкладываем около 300 млн. рублей. В следующем году мы бы хотели направить такую же сумму на дальнейшее развитие инфраструктуры и таможенного направления.
- Нет ли сложностей с получением финансирования из федерального бюджета на фоне кризиса?
- Это самая напряженная тема сейчас. Но, считаю, федеральный центр примет правильное решение. Реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов является одним из наиболее эффективных инструментов в преодолении последствий мирового финансового кризиса и способствует решению тех задач, о которых неоднократно говорили президент и премьер. К сожалению, у нас тоже есть такие проекты, которые заморожены, например, региональная промышленная зона "Заволжье", выигравшая конкурс на федеральную поддержку из Инвестфонда. Мы предусмотрели соответствующие финансовые средства в собственном бюджете, и они уже несколько месяцев лежат мертвым грузом: мы не можем их вкладывать, пока не получим подтверждение из федерального центра, и направить на другие цели также не можем, потому что завтра федеральный центр скажет: мы готовы финансировать, а у вас есть софинансирование? Мы уже несколько месяцев ведем диалог с министерствами, и очень надеюсь, что в ближайшее время решение будет найдено.
Портовая зона - это не только создание пяти тысяч новых рабочих мест и более пяти миллиардов ежегодных налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Это новый серьезный инструмент для наращивания конкурентных преимуществ Ульяновской области, развития гражданского авиастроения в России в целом.
- На каком этапе находится реализация проекта "Волжский транзит"?
- В стадии активной реализации. Осталось буквально несколько месяцев до того момента, когда самый главный, самый капиталоемкий этап этого проекта на территории Ульяновской области будет выполнен. 18 октября мы сдаем первую очередь мостового перехода через Волгу. Это будет самый крупный мостовой переход не только в России, но и в Европе среди строящихся мостов. После чего наступает второй этап - это совместная работа с министерством транспорта РФ по подготовке проектно-сметной документации, а потом - по строительству совершенно новой трассы, которая пройдет через несколько регионов - от Москвы до Екатеринбурга.
Если мы посмотрим на сегодняшнюю трассу, то увидим, что она идет от Москвы до Уфы и потом уже начинает расходиться по Уралу, по Сибири, что не очень удобно, потому что дороги очень старые, очень узкие, а расстояние большое.
Проект "Волжский транзит" предлагает создание новой федеральной трассы, которая пройдет по новому мостовому переходу и станет дублером трасс Панъевропейского транспортного коридора М-5 и М-7. Она будет способна выдержать интенсивный грузопоток, что позволит разгрузить действующие автомагистрали и провести их модернизацию. Путь по ней будет на 300 километров короче, что позволяет экономить грузоперевозчикам время и топливо.
В рамках проекта "Волжский транзит" сделано два очень важных момента - построен мост в городе Муроме Владимирской области и теперь построен мост в Ульяновске. Большая часть дороги уже, в принципе, существует, ее осталось только привести в соответствие требованиям: где-то расширить - она должна быть по всей длине доведена до четырех полос, на каких-то участках достаточно будет ремонта. Где-то понадобится и новое строительство, но это в любом случае дешевле, чем реконструкция М5 и М7. Поэтому федеральный Минтранс поддержал эту нашу инициативу.
Хочу подчеркнуть, что данная автомобильная дорога крайне необходима не только нам, но и целому ряду регионов: Московской, Владимирской, Самарской областям, Республикам Татарстан, Мордовия, Башкирия. Если же говорить об Ульяновской области, то, по экспертным оценкам, создание такой трассы даст региону прирост ВРП на 5-7 млрд. рублей в год.
- Какова потребность данного проекта в инвестициях?
- На строительство мостового перехода в Ульяновске направлено 4,5 млрд. рублей, плюс на связанные с ним дороги будет потрачено около 700 млн. рублей. На всю трассу, наверное, будет направлено несколько десятков миллиардов рублей. 2009-2011 годы - это период больших проектных работ, и сейчас нам, прежде всего, нужно подготовить всю документацию, чтобы, начиная с 2012 года, уже начать строительство. А ориентировочную стоимость проектных работ нам в ближайшее время назовут проектные институты, которые сейчас как раз завершают предпроектную работу и готовят обоснование затрат.
- Насколько полезным в целом оказалось для вас участие в прошедшем форуме?
- Прежде всего, мне бы хотелось отметить, что нынешний форум и прошлогодний - это небо и земля. Если на прошлом форуме регионы друг с другом и страна с другими государствами соревновались по объемам привлеченных инвестиций и подписанных соглашений, то сейчас - это некая фабрика мыслей и идей, фабрика, которая должна найти ответ на вопрос, почему это произошло (кризис я имею в виду) и что будет после него. Поэтому в форуме просто необходимо было принять участие всем тем, кто живет не только сегодняшним днем, но и думает о будущем. Подобные встречи дают нам шанс определить, что необходимо сделать сегодня, чтобы уже завтра россияне были одними из самых богатых и успешных людей.
Участие в Петербургском международном экономическом форуме-2009 позволило нам не только развить имеющиеся и установить новые деловые контакты, которые в ближайшем будущем, уверен, преобразуются в новые предприятия, построенные на территории Ульяновской области. Регион демонстрирует постоянный рост объемов инвестиций. В 2008 году в экономику региона было инвестировано почти 50 миллиардов рублей, для нас это - абсолютный рекорд. За четыре месяца 2009 года, несмотря на кризис, рост инвестиций в основной капитал продолжился и составил 138,2%. Это 1 место среди регионов ПФО. Всего на развитие экономики и социальной сферы было инвестировано 10,8 млрд. рублей. Крупными предприятиями - почти 6,5 млрд. рублей (142,2%). Из них иностранные инвестиции составили 51,8%, российские - 46,8%, совместные - 1,4%.
- С чем это связано? Чем Ульяновская область привлекает инвесторов? Что вы планируете предпринять в этом направлении в дальнейшем?
- Думаю, что секрет успеха очень прост. Нам удалось сформировать систему поддержки инвесторов таким образом, что в прошлом году в инвестиционном рейтинге агентства "Эксперт РА" Ульяновская область по интегральному показателю инвестиционного риска улучшила свои позиции сразу на 28 пунктов. По темпам снижения инвестиционных рисков мы вошли в число пяти лучших регионов в стране. Отмечу, что немалую роль в этой позитивной динамике сыграло снижение законодательных рисков. В прошлом году Ульяновская область впервые вошла в десятку регионов с наилучшим инвестиционным законодательством. Нам значительно удалось снизить экологические и экономические риски.
Кроме того, органы власти должны очень внимательно вникать во все вопросы, связанные с нуждами и потребностями инвесторов. Сегодня почти все регионы создали необходимую нормативную базу, стоимость рабочей силы по стране также не сильно друг от друга отличается. Инвесторов сегодня в первую очередь интересует наличие полностью подготовленных инфраструктурных площадок, хорошая инфраструктура гостевого приема (аэропорты, гостиницы). Во-вторых, важно, чтобы органы власти были способны вести диалог и быстро решать все возникающие проблемы. Здесь мы и должны выигрывать конкуренцию с другими регионами, действовать быстрее, предлагая лучшие условия. Тот путь, который мы избрали, создавая промышленные зоны, обеспечивая их всей необходимой инфраструктурой, оказался верным.
Несмотря на кризис, мы не намерены отказываться от стратегии развития области до 2020 года. Ульяновская область в XXI веке должна стать "столицей гражданской авиации России", центром развития промышленности строительных материалов, переработки сельхозпродукции, мощным транспортно-логистическим узлом в Поволжье, а также регионом развития самых современных технологий в энергетике и ядерной медицине. Уверен - Ульяновская область станет одним из наиболее процветающих регионов России.
Материал подготовлен информационным агентством "Интерфакс-Поволжье"