На прошлой неделе депутат ульяновской гордумы, координатор ЛДПР Геннадий Бударин стал инициатором важной дискуссии о перспективах развития автозавода.
Напомним, Бударин опубликовал открытое письмо к спикеру гордумы Василию Гвоздеву с предложением создать специальную комиссию из числа депутатов для постоянного мониторинга ситуации на заводе и, если комиссия и депутаты думы признают необходимым, подготовить обращение на имя Председателя Правительства России В.В. Путина с предложением рассмотреть вопрос о выкупе контрольного пакета акций ОАО "УАЗ" в собственность государства.
Поводом для этого стало принятие гордумой решения о предоставлении налоговой льготы заводу в размере 30 млн. рублей за счет средств бюджета города.
В минувшую среду на "черновом" заседании думы предложение Бударина было отвергнуто в резкой форме, а сюжет о проблемах "УАЗа", заказанный региональным отделением ЛДПР, был снят с эфира одного из телеканалов, как говорят, под давлением чиновников. Мы попросили Геннадия Бударина прокомментировать ситуацию.
- Геннадий Александрович, почему в думе вы голосовали против предоставления льготы автомобильному заводу?
- Городская дума принимала решение о льготе для "УАЗа" уже не в первый раз. Я лично голосовал за предоставление льготы в 2007 и 2008 годах. Нас убеждали, что эти 30 миллионов каждый год идут на поддержку завода и финансирование его социальных программ. Вдумайтесь, мы передали "УАЗу" за три года почти 90 миллионов рублей. На эти деньги можно было построить три новых детских сада. При этом город принял на свой баланс, понеся дополнительные расходы, всю "социалку" завода, жилой фонд, общежития и т.д.
Отчеты о том, как были израсходованы "льготные" деньги, депутатам не предоставлены. Мне пришлось разбираться самому. Смотрим отчет ОАО "УАЗ" за 2007 год. Чистая прибыль завода:
1 млрд. 345 млн. рублей. Количество рабочих: в 2006 году - 12238, в 2007 - 11808. Видим сокращение на 430 человек. В отчете есть специальный раздел "Социальные программы". Программа "Молодежь" - 500 тысяч рублей, программа "Семья" - 500 тысяч рублей, программа "Забота" (поддержка ветеранов завода) - 1 млн. 800 тысяч. Самая большая статья расходов - "Программа корпоративных мероприятий" - 1 млн. 995 тысяч рублей. Это на праздники и фуршеты. Итого 4 млн. 795 тысяч рублей. Еще примерно 3,5 млн. "УАЗ" потратил на оплату услуг транспортников по доставке рабочих во вторую смену. Напомню, льгота составляет около 30 млн. рублей. Куда были потрачены остальные средства, мне выяснить не удалось. Ну и расходы на корпоративные мероприятия тоже вызывают вопросы. Заводские праздники - штука нужная и важная. Но не за счет же городского бюджета!
- Но в этом году кризис, завод в трудном положении, продажи снижаются, начались сокращения....
- Именно так, заводу нужна поддержка всех ветвей власти, нужно закупать наши автомобили, помогать льготами. Но каждый шаг должен быть просчитан. Если город берет на себя обязательства по налоговым льготам, мы должны четко знать, куда идут эти средства, как они были израсходованы в прошлые годы. При этом руководство завода должно брать на себя определенные обязательства. Что мы видим на деле? Льготы предоставляются, на мой взгляд, вслепую, а рабочих все равно сокращают или переводят на укороченную неделю. При этом те рабочие, которых сократили в декабре-марте, оказываются, как бы это цинично ни звучало, в более выигрышном положении. Во-первых, сейчас еще можно найти кое-какую работу, во-вторых, они получают пособие в полном размере. А те, кого сократят в августе-сентябре (если продажи будут снижаться), весну и лето работать будут по три дня в неделю. Зарплата будет меньше и выходное пособие - меньше. На что будут жить эти люди, куда они пойдут?
- Как вы оцениваете действия руководства и собственников завода?
- Топ-менеджеры "УАЗа" - грамотные и профессиональные управленцы. В течение последних лет они смогли вывести завод на высокий уровень прибыли, сохранили объем продаж. Они настоящие капиталисты. Но есть проблема. Это их социальная ответственность, ориентированность не только на прибыль, но и осознание своей роли в масштабах региона и страны. Государство - менее эффективный собственник, но государство никогда не будет выкидывать рабочих на улицу, руководствуясь лишь соображениями прибыли. Потому что такая прибыль выходит государству боком. Поэтому я и считаю, что собственником контрольного пакета должно стать государство. В совете директоров позиция государства практически не слышна, хотя у Росимущества 13% доли в уставном капитале. Давайте проанализируем, кто контролирует завод сейчас. 66% - у ОАО "Соллерс", 12% - у "Линдселл Энтерпрайсис Лимитед" (Кипр). А кому принадлежит контрольный пакет в ОАО "Соллерс"? 58% - в собственности "Ньюдел Ивестментс Лимитед" (Кипр). Эти названия и выговорить-то сложно. Короче, собственники нашего завода - оффшорные кипрские компании, это иностранный бизнес. Вся эта информация, кстати, есть в открытом доступе, в отчетах ОАО "УАЗ", на их сайте. Для чего бизнесмены (очевидно, российские) регистрируют свои фирмы на Кипре? Во-первых, это возможность оптимизации налогов, во-вторых, это недоступность для контролирующих государственных структур. Сейчас те, кто называет идею национализации "УАЗа" популизмом, фактически защищают интересы иностранного бизнеса. Почему это происходит? Мне не хочется верить в какую-то материальную заинтересованность областных и городских начальников, скорее, это от непонимания. Капитализация ОАО "УАЗ" в результате кризиса снизилась с 13,5 млрд. до 4,7 млрд. рублей. Сейчас самое время выкупить завод, разместить масштабные госзаказы и таким образом сохранить предприятие. Это надо делать сейчас, пока у государства есть деньги.
- Но совет городской думы отклонил ваше предложение, что вы будете делать дальше?
- Депутатов собрали за полчаса до заседания два областных начальника, им долго объясняли, как они должны голосовать и что говорить. Я не осуждаю своих коллег, некоторые из них находятся под прессом административного ресурса, большинство хотят переизбраться на новый срок и пытаются заручиться поддержкой областного руководства. Мне важно, что определенный результат есть. Региональные власти, депутаты, журналисты, общественность обратили внимание на проблемы ОАО "УАЗ". Проблемы перестали замалчивать. Непопулярные управленческие решения по сокращению рабочих теперь будут вызывать больший общественный резонанс, что потребует от руководства завода более взвешенных решений. Депутаты гордумы решили провести "правительственный час", куда пригласят "на разговор" бывшего первого заместителя гендиректора "УАЗа" А.П. Пинкова, который сейчас работает зампредом областного правительства. Проблемы "УАЗа" уже обсуждаются в Москве, я провел несколько встреч в Государственной Думе с депутатами, отправил письмо на имя руководителя фракции ЛДПР Игоря Лебедева, в котором изложил ситуацию.
В целях сохранения стабильности на заводе региональное отделение ЛДПР в ближайшее время воздержится от протестных акций и создания альтернативного профсоюза. Наша задача - обратить внимание на проблему и предложить возможные варианты ее решения. Поэтому замалчивать проблемы рабочих "УАЗа" мы не будем.
- Как вы считаете, что может сейчас помочь заводу увеличить продажи автомобилей, как завоевать покупателя?
- Наша страна становится другой, кризис будет длиться минимум два-три года. Руководство "УАЗа" должно переосмыслить свою роль и методы управления. 80% автомобилей "УАЗ" продаются в России, 90% экспорта - это Беларусь, Украина и Казахстан. Почему наша гордость "UAZ Patriot" пишется английскими буквами? Без словаря простой гражданин не сможет понять, что означает "UAZ Hunter". У меня в школе была четверка по английскому. Я не хочу вспоминать, что значит "Хантер"! Надо сделать шаг в сторону российского потребителя. Уважаемые топ-менеджеры, напишите названия наших машин по-русски. Региональное отделение ЛДПР первым, я обещаю, купит такой автомобиль. Пусть Ульяновский автозавод производит и продаёт: "УАЗ-Патриот", "УАЗ-Охотник", "УАЗ-Симбир"! Вообще называть сегодня товары американскими и английскими словами - плохая примета. Вернитесь в Россию с Кипра, господа, хотя бы мысленно!