Как только грянул экономический кризис, многие предприятия приступили к "оптимизации" хозяйственной деятельности. Как правило, за счет трудящихся и далеко не всегда в рамках закона.
Какие меры принимаются в таких случаях и как вести себя пострадавшим от "оптимизации", рассказывает прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области Андрей ЮДИН.
И работодателям нелегко
- Андрей Владимирович, приведите характерные примеры нарушений прав трудящихся, выявленных в последнее время.
- Чаще всего прецеденты возникают от безвыходности. Многие предприниматели столкнулись с хозяйственными трудностями - кредитов не дают, заказчики не рассчитываются за отпущенную продукцию... Такое происходит даже в сверхприбыльных отраслях. Например, одно из предприятий Новоспасского района занимается бурением скважин по заказу нефтяников. На 1 января невыплаты зарплаты там составили почти 2,5 миллиона. В ОАО "Гидроаппарат" своевременно не выплатили работникам порядка трех миллионов рублей. Причина та же - не рассчитались заказчики. Проблема еще и в том, что продукция поставляется порой не только за пределы Ульяновской области, но и за пределы Российской Федерации. В подобных случаях на заказчиков воздействовать непросто.
- И размеры долгов по зарплате растут?
- На 1 июля они составляли по области 11,5 миллиона рублей. Причем тогда 85% долгов по зарплате приходилось на предприятия-банкроты. На 1 ноября эта сумма составила уже 14,5 миллиона. В долги по зарплате стали "влезать" даже предприятия, где такого не было давно. Но порой руководство задерживает зарплату, прикрываясь "объективными трудностями". Однако стоит вмешаться прокуратуре, деньги находятся. Так, например, было в случае с "Гидроаппаратом". В целом по области благодаря принятым мерам к началу 2009 года уровень задолженности по зарплате снизился до июльского.
Если на вас давят...
- А бывает, что предприятия избавляются от "лишних людей" с выгодой для себя и с нарушением закона?
- Так было в ОАО "Ульяновскцемент". Руководство приняло решение сократить штат на 500 человек и начало добиваться от работников увольнения "по соглашению сторон". На первый взгляд, условия увольнения таким способом были практически те же, что и нормальная процедура сокращения: работнику выплачивалось выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Если тот не устраивался на работу в течение двух месяцев, оговаривались выплаты в том же объеме. Но, уволившись "по соглашению", работник теряет преимущества, которые дает статья 180 Трудового кодекса, требующая уведомления о сокращении за два месяца до момента увольнения. То есть можно еще два месяца работать и получать зарплату, а потом - выходное пособие в полном объеме. Получается, что при увольнении по сокращению работник может получить пять среднемесячных заработков, а "соглашение сторон" дает возможность работодателю платить меньше или не платить вообще. Кстати, законных оснований заставить работника уволиться "по соглашению сторон" работодатель не имеет.
- Были ли случаи привлечения недобросовестных работодателей к уголовной ответственности?
- В этом году возбуждено два уголовных дела. Одно - по Сенгилеевскому району, где руководитель муниципального предприятия использовал денежные средства в личных интересах. Второе - по пивоваренному заводу "Витязь", где деньги, предназначенные для зарплаты, ушли на другие цели.
- Что вы посоветуете работникам, которые стали "лишними" на своих предприятиях?
- Не стоит соглашаться на увольнение "по соглашению сторон", если условия соглашения не предусматривают всех выплат, положенных при увольнении по сокращению. Если на вас оказывают давление, обратитесь в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Для жителей Ульяновска публикуем телефон 41-24-35. В сельских районах - по месту жительства. Обращения рассматриваются в течение месяца.